Рынок автомобильных масел и запчастей заполонил контрафакт. Отрасль жалеет, что маркировка распространяется только на шины
Многих владельцев автосервисов посещают тревожные мысли о дефиците автозапчастей в России. Как мы узнали у экспертов рынка в предыдущей статье о ценах на автозапчасти, с комплектующими для авто сложилась неоднозначная ситуация. С одной стороны, параллельный импорт помог избежать дефицита автозапчастей; с другой — цены взлетели. Из-за высокого прайса на оригинальные запчасти увеличился спрос на б/у запчасти и на рынок хлынул поток подделок.
Мы решили выяснить у специалистов рынка — совладельца интернет-магазина «Gettzap.ru» Владимира Мелихова и вице-президента автомобильной сервисной ассоциации Александра Казаченко— насколько серьезна проблема контрафакта в России, насколько изменился спрос на б/у запчасти и как выбрать своего поставщика.
Как изменился спрос на б/у запчасти за последние полгода?
— «В автомобильных запчастях б/у сегмент в основной своей массе ‒ это кузовные элементы, оптика и т.п. Но вот по объему продаж на рынке б/у запчастей лидируют шины.
Определить внешне качество б/у запчасти легко. Главное, на что стоит обращать внимание, это сколы и места соединений. Но чтобы быть уверенным в качестве деталей, их нужно приобретать у проверенных поставщиков и все тщательно перепроверять», — объясняет Владимир Мелихов, совладелец интернет-магазина «Gettzap.ru».
Вице-президент автомобильной сервисной ассоциации Александр Казаченко согласен с мнением коллеги и рекомендует обращаться к проверенным поставщикам.
UPD: В целях ускорения этой задачи в программе «АвтоДилер Онлайн» есть функция «Проценки», которая позволит вам быстро находить и заказывать запчасти у поставщиков.
Александр отмечает, что увеличился также спрос на услуги по восстановлению и ремонту запчастей, так как владельцы автомобилей теперь стараются больше экономить на ремонте и обслуживании своих машин:
— Рынок б/у запчастей существует уже лет 10 и хорошо работает. Особенно с каталожными номерами. Но этот рынок по запросам покрывает всего 15‒20% рынка. Люди ведь все равно будут покупать новые запчасти.
Поэтому рынок восстановленных запчастей не сможет перетянуть на себя всё одеяло авторынка — номенклатура ограничена. В этих условиях актуализируется необходимость иметь базу проверенных поставщиков, которые продают качественные б/у запчасти.
Опасная покупка: как отличить оригинал от подделки
Подделок оригинальных запчастей много, и определить ‒ оригинал это или нет, довольно сложно. Нужна единая система для просмотра истории детали, говорит Владимир Мелихов:
— Специалист сможет определить подделку, если он знает, как выглядит оригинальная запчасть. Например, тормозные диски. Заказывается в Китае реплика этой детали и оригинальная упаковка к ней. В оригинале на упаковке нет маркировочных голограмм, штрих-кодов в запчастях практически нет. И отследить историю этой запчасти нет возможности.
У нас в России через программу «Честный знак» (национальная система маркировки и прослеживания продукции ‒ прим. ред.) пока проходят только шины.
На рынке подделок сейчас очень большой популярностью пользуются масла и расходники, добавляет Александр Казаченко:
— Около 30‒40 % рынка масел — это подделка. Большая доля подделок приходится также на рынок расходных материалов для ТО, которые сейчас пользуются огромным спросом. Это фильтры, тормозные колодки, амортизаторы. Чтобы не промахнуться, нужно закупаться у проверенных поставщиков, с полной историей деталей, где можно отследить весь путь товара от завода до конечного потребителя.
Подделка это плохо?
Подделка не всегда может быть плохого качества, а иногда может даже не уступать оригинальной детали, потому что большинство производителей беспокоятся о своем имидже, объясняет Владимир Мелихов:
— Подделка может быть и хорошего качества в зависимости от того или иного автомобильного элемента. Так делается, когда работают на репутацию, если поставщик не один день на рынке. Иначе у него первый раз купят плохую запчасть, второй раз купят плохую, а потом это все начнет бить по репутации.
Но подделывают не все запчасти, а только те, что выгодны и не требуют на изготовление много сил и времени, добавляет Владимир Мелихов.
Тут нужно понимать, что есть сложные подделки и несложные. Например, подделать топливную форсунку или подделать салонный фильтр — это две разные задачи.
Салонный фильтр — это не сложный элемент, он выполняет определенную роль и ничего не поменяется, если поставить подделку.
Другое дело, если это топливная форсунка — элемент довольно сложный, в котором важно качество самого материала. Её подделка может через неделю вывести из строя автомобиль и повлечь за собой неприятные последствия.
Какой же он — идеальный поставщик?
Один из главных критериев выбора поставщика — это его репутация на рынке, подчеркивает Александр Казаченко:
— Важные критерии при подборе нового поставщика ‒ это цена, сроки доставки, условия по возврату запчастей, скидки, отсрочки платежа, возможность брать товар в кредит и его лимит.
Необходимо ориентироваться на ассортимент запчастей у поставщика — какие позиции всегда в наличии, а какие будут под заказ.
Кроме того, необходимо уточнять, с какими транспортными компаниями сотрудничает поставщик, потому что это будет влиять на сроки доставки.
Главное для автосервисов и станций ТО — иметь не одного поставщика, а несколько. У вас будет, во-первых, возможность расширять ассортимент запчастей и услуг, и, во-вторых, у вас не будет зависимости от одного поставщика в случае, если у него не окажется нужной запчасти. Поэтому список поставщиков необходимо увеличивать.
При подборе поставщика ориентируйтесь на его репутацию, отзывы клиентов, сколько лет он на рынке, с какими крупными сервисами уже работает. Надёжный поставщик — один из важных элементов, это половина успеха вашего бизнеса.
Спрос на б/у запчасти в стране пока не такой большой, однако проблема поддельных запчастей становится всё серьезнее. Но обезопасить свою автомастерскую можно, покупая запчасти только у проверенных дистрибьюторов и сетей — они дорожат безопасностью клиентов и собственной репутацией.
Источник: АвтоДилер