О ситуации с использованием компонента ВетИС «Веста» на конец июля 2024 года
Уважаемые коллеги, дамы и господа!
Продолжаем знакомить вас с ситуацией, сложившейся в процессе использования компонента ФГИС «ВетИС» «Веста» (далее – Веста) ветеринарными учреждениями, подведомственными органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченных в области ветеринарии (далее – государственные ветеринарные лаборатории).
Общая динамика внесения результатов лабораторных исследований
На Рис. 1 показана общая динамика внесения данных об исследованиях за последние 13 месяцев, начиная с июля 2023 года.
Рис. 1 Динамика внесения результатов исследований в Весту учреждениями, производящими лабораторные исследования. По горизонтальной оси – количество исследований, внесенных за месяц.
В июле темп внесения исследований уменьшился, количество оформленных исследований на 39,70% меньше по сравнению с предыдущим месяцем.
На Рис. 2 показана общая динамика внесения данных о пробах за последние 13 месяцев, начиная с июля 2023 года.
Рис. 2 Динамика внесения сведений о пробах в Весту учреждениями, производящими лабораторные исследования. По горизонтальной оси – количество проб, внесенных за месяц.
В июле темп внесения сведений о пробах уменьшился, количество внесенных проб на 19,21% меньше по сравнению с предыдущим месяцем.
В различных субъектах Российской Федерации ситуация с использованием Весты принципиально различается.
Об использовании Весты в различных субъектах Российской Федерации
На Рис. 3 показана группа лидеров по количеству исследованных проб, это 18 субъектов Российской Федерации, где оформлено в Весте более 3 тысяч проб за июль (в прошлом месяце таких было 26).
Рис. 3 Субъекты Российской Федерации, где наиболее активно велась работа по внесению проб в Весту в июле 2024. По горизонтальной оси – количество проб, исследованных за месяц.
В группу аутсайдеров по этому показателю входят 6 субъектов, в которых было оформлено менее 100 проб (в прошлом месяце таких было 4), это: Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Магаданская область, Еврейская автономная область, Чукотский автономный округ, Республика Ингушетия. Остальные, соответственно, являются середнячками.
На Рис. 4 показана группа лидеров по количеству проведенных исследований, это 18 субъектов Российской Федерации, где оформлено в Весте более 100 тысяч исследований за июль (в прошлом месяце таких было 29).
Рис. 4 Субъекты Российской Федерации, где наиболее активно велась работа по внесению исследований в Весту в июле 2024. По горизонтальной оси – количество исследований, внесенных за месяц.
Аутсайдерами по этому показателю являются 6 субъектов, в которых было оформлено менее 1 тысячи исследований (в прошлом месяце таких субъектов было 3), это: Ненецкий автономный округ, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Еврейская автономная область, Республика Хакасия, Магаданская область. Остальные, соответственно, являются середнячками.
Динамика оформления результатов испытаний в июле 2024 в сравнении с июнем 2024 года
Если сравнивать динамику оформления результатов испытаний в июле 2024 года с предыдущим месяцем, то в этом месяце отсутствуют субъекты Российской Федерации, в которых темп внесения результатов государственными ветеринарными лабораториями увеличился более чем на 100%.
В то же самое время в 74 субъектах Российской Федерации отмечено снижение количества внесенных результатов исследований, это: Алтайский край, Архангельская область, Астраханская область, Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградская область, Воронежская область, Еврейская автономная область, Ивановская область, Иркутская область, Кабардино-Балкарская Республика, Калининградская область, Калужская область, Камчатский край, Карачаево-Черкесская Республика, Кемеровская область — Кузбасс, Кировская область, Костромская область, Краснодарский край, Красноярский край, Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область, Магаданская область, Москва, Московская область, Ненецкий автономный округ, Нижегородская область, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область, Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермский край, Приморский край, Псковская область, Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, Республика Башкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Калмыкия, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Крым, Республика Марий Эл, Республика Мордовия, Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, Республика Хакасия, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область, Санкт-Петербург, Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Ставропольский край, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульская область, Тюменская область, Ульяновская область, Хабаровский край, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра, Челябинская область, Чукотский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ. Остальные, соответственно, являются середнячками.
Ситуация с наличием правоустанавливающих документов и подтверждением компетентности у государственных ветеринарных лабораторий.
Основными правоустанавливающими документами для государственных ветеринарных лабораторий, выполняющих исследования в области ветеринарии и пищевой безопасности являются: лицензия Роспотребнадзора на работу с патогенными микроорганизмами соответствующей группы патогенности и аккредитация в национальной системе аккредитации для проведения лабораторных исследований подконтрольных товаров.
По состоянию на конец июля 2024 года на территории 7 субъектов Российской Федерации (Республики Коми, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Еврейская автономная область, Магаданская область, Ямало-Ненецкий и Чукотский автономные округа) нет ни одной аккредитованной в национальной системе аккредитации государственной ветеринарной лаборатории.
Для того, чтобы результаты, полученные государственной ветеринарной лабораторией, были доступны любому приобретателю конкретной партии подконтрольного товара, включая конечного потребителя, и любому представителю контролирующих органов на всем жизненном цикле подконтрольного товара, она должна регистрировать результаты проводимых исследований в Весте и отбор проб для их проведения — в Меркурии.