Минсельхоз наведёт порядок на рынке сбыта фермерской продукции

Бизнес
изображение сделано с помощью chatgpt
изображение сделано с помощью chatgpt

Система сбыта фермерской продукции в России готовится к очередному шагу в развитии.

Минсельхоз приступил к разработке законопроекта, который обяжет региональные власти вести реестры агроагрегаторов. Эта инициатива, озвученная на высоком уровне в Совете Федерации, призвана легитимизировать участников нового рынка, упростить их взаимодействие с торговыми сетями и точечно направлять меры господдержки.

От закона к практике: первые итоги и выявленные проблемы

Правовой фундамент для деятельности агрегаторов был заложен в марте 2025 года с принятием соответствующего закона, разработанного группой парламентариев под руководством первого зампреда СФ Андрея Яцкина. Как отметила 23 октября на совещании в СФ начальник управления развития малого агробизнеса Минсельхоза Рената Бибарсова, документ ввел два ключевых понятия — «агроагрегаторы» и «фермерская продукция» — и устранил многие барьеры для выхода небольших производителей в крупные торговые сети.

Инфраструктура сбыта уже начала формироваться: по данным министерства, в регионах действуют 96 агроагрегаторов, 73 из которых созданы в форме сельскохозяйственных потребительских кооперативов (СПоК). Именно эта организационная форма, как уточнила Бибарсова, открывает доступ к адресным мерам господдержки, в то время как остальные могут рассчитывать лишь на льготное кредитование. Однако в процессе работы агрегаторов с ритейлом был выявлен ряд проблем, требующих системного решения.

Реестр как инструмент идентификации и доверия

Новый законопроект призван решить эти проблемы путем создания прозрачной системы учета. Планируется, что ведение реестров агроагрегаторов станет обязанностью региональных минсельхозов или иных уполномоченных органов. Форму и порядок ведения реестра утвердит правительство РФ.

Эта мера преследует несколько важных целей:

  1. Легитимизация. Реестр позволит четко идентифицировать, какие компании являются официально признанными агроагрегаторами, а какие — нет.

  2. Гарантия происхождения товара. Он подтвердит, что через этих поставщиков поставляется именно фермерская продукция, что повысит доверие со стороны сетей и конечных потребителей.

  3. Упрощение процедур. Наличие в реестре даст агрегаторам право на заключение с торговыми сетями упрощенных контрактов, что снизит административные барьеры.

Экспертное и политическое обоснование

Инициатива Минсельхоза получила поддержку на самых разных уровнях. О необходимости ведения региональных реестров ранее заявлял зампред совета ассоциации «Народный фермер» Бабкен Испирян, который также предложил маркировать фермерскую продукцию специальным знаком для лучшей идентификации.

Высокую значимость продолжения работы по совершенствованию системы сбыта подчеркивала и Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, отмечая заинтересованность ритейла в отечественной продукции.

Аналитический вывод: от количества к качеству

Таким образом, введение обязательных региональных реестров знаменует переход от этапа стихийного формирования рынка агроагрегации к фазе его упорядочивания и качественного роста. Власти стремятся создать не просто список поставщиков, а надежную экосистему, где каждый участник верифицирован, а его связь с реальным фермерским хозяйством — прозрачна. Это должно дать новый импульс для развития малого агробизнеса и обеспечить полки магазинов качественной отечественной продукцией.

С уважением к Вашему делу, Ника Виноградова

Источник: Сетевое издание Сенатинформ

Поделиться:

Добавить комментарий