Анатолий Артамонов: Регионы должны быть заинтересованы в повышении доходной базы

Бизнес
Анатолий Артамонов: Регионы должны быть заинтересованы в повышении доходной базы

Анатолий Артамонов. © Тимур Ханов/ПГ

Все национальные проекты и госпрограммы, несмотря на непростые экономические реалии, в которых оказалась страна, будут профинансированы в полном объеме. Поможет выполнению поставленных задач постоянный мониторинг состояния бюджетов субъектов РФ, который ведет созданная в палате регионов рабочая группа. Хорошим подспорьем для доходной базы государственной казны станет и увеличение объемов продаж отечественных нефтепродуктов за счет открытия новых каналов сбыта и роста цен на углеводороды на мировых рынках. Об этом рассказал председатель Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов в пресс-центре «Парламентской газеты».

– Совет Федерации утвердил концепцию федерального бюджета на следующую трехлетку. Хватает ли денег в казне на исполнение социальных обязательств?

– За первое полугодие 2023 года регионы увеличили свои доходы на восемь процентов, но это средняя температура по больнице. Есть такие регионы, которые находятся в сложном положении. Поэтому ранее в Совете Федерации по инициативе спикера палаты Валентины Матвиенко была создана рабочая группа, которая проводит постоянный мониторинг состояния бюджетов субъектов и принимает меры по поддержке регионов. В концепции федерального бюджета на трехлетку и, собственно, в бюджете, который мы будем принимать, закладывается безусловное покрытие всех социальных расходов, это даже не подвергается сомнению. Ни один национальный проект и ни одна программа в нынешних непростых условиях не были отложены, все финансируется в полном объеме и будет финансироваться и дальше. Взамен программ, которые заканчивают свое действие, нужно будет подумать, какие меры будем принимать, чтобы продолжить решение поставленных ранее задач.

– Уже можно говорить о каких-то предварительных цифрах по объемам доходов и расходов в 2024-2026 годах?

– Основные показатели бюджета страны на предстоящую трехлетку будут примерно такими же, как и в бюджете за предыдущий период. По некоторым направлениям расходов, может быть, будет снижение где-то на 5 или на 10 процентов, чтобы наиболее злободневные расходы закрывать. Будем рассматривать бюджет и это конкретно обсуждать… Все находится пока в стадии обсуждения. 

– По предварительной оценке Минфина, объем доходов федерального бюджета в январе — июне сократился по сравнению с прошлогодними показателями. При этом наблюдается положительная динамика по части ненефтегазовых доходов. Экономика страны, на ваш взгляд, уже адаптировалась к внешним вызовам?

– Действительно, на 12 процентов мы имели снижение поступления доходов, но вместе с тем на 18 процентов выросли ненефтегазовые доходы. Однако на 47 процентов снизились нефтегазовые поступления. В полной мере в первом полугодии это не было компенсировано, но в июне мы имели очень хороший рост. И эта тенденция будет продолжена, в том числе благодаря принятым ранее изменениям в Налоговый кодекс. Недавно также мы приняли закон, касающийся сверхприбыли предприятий, чьи доходы превышают миллиард рублей в год. Они сделают разовый платеж в бюджет либо в этом году, либо в следующем. В общей сложности федеральный бюджет может получить дополнительно 300 миллиардов рублей.

– И все же риски недополучения доходов сохраняются?

– Думаю, с открытием новых каналов сбыта и ростом цен на мировых рынках ситуация по нефтегазовым доходам у нас выравняется.

eb8a3d16321178bd9809fad480817325

– Тема доступности кредитов для бизнеса достаточно часто в последнее время поднимается. Какие дополнительные механизмы нужны, чтобы предприниматели не испытывали проблем с финансированием своего развития?

– Дело в том, что сегодня банкам выгоднее купить ОФЗ, которые выпускают под 11 процентов, чем иметь дело с заемщиком, которому нужно предоставить средства под меньший процент. Во-первых, доходность ниже, во-вторых, здесь стопроцентная гарантия, что деньги получишь, а у заемщиков бывают разные ситуации, они иногда банкротятся. Что делать? На мой взгляд, процент ОФЗ должен соответствовать ключевой ставке Центробанка плюс полпроцента. Все равно банки будут покупать, потому что это супергарантированный возврат. При больших объемах эти полпроцента для банков большой, хороший заработок. Скорее всего, будем и с Центробанком и с Министерством финансов дискуссию продолжать. И тогда в целом для экономики банки вынуждены будут понизить процентную ставку по кредитам, не делать ее запретительной.

– В последнее время стала популярной тема цифровых финансовых активов. На ваш взгляд, перспективное направление по части привлечения денег на развитие регионов?

– Получатся те же самые ОФЗ, только РФЗ. Регионы и сейчас выпускают займы. Но чтобы выпустить его, субъект должен договориться с банком, взять у него деньги, добавить свой процент и выпустить в обращение.

– Недавно принят закон о цифровом рубле. Новая разновидность национальной валюты имеет необыкновенные свойства, позволяющие контролировать ее использование. Регионы могут извлечь пользу из этого?

– Цифровой рубль интересен, конечно. Во-первых, там стопроцентная гарантированная сохранность, а во-вторых, не нужно будет платить процент банкам за транзакции. Выгода есть. И как только появится возможность, обязательно сам воспользуюсь им. Но сказать, что благодаря появлению цифрового рубля мы сразу разбогатеем, такого не произойдет. Его главная ценность в удобстве использования. В Китае это прочувствовали давно, там обращается цифровой юань. Многие государства сегодня идут по тому же пути. И там, где есть цифровой рубль, уже не нужен СВИФТ. Можем через эти цифровые рубли осуществлять платежи, в том числе за рубежом те, кто выезжает на отдых или в командировку.

– Насколько, по-вашему, финансовая политика в отношении регионов соответствует нынешним реалиям? Не следует ли внести какие-то усовершенствования?  

– Я убежден, что наша политика должна быть такой, чтобы регионы были заинтересованы в повышении своей доходной базы. Сегодня бюджет по большей части носит мобилизационный характер и мы даже в Совете Федерации стали меньше говорить о необходимости ухода от целевых трансфертов, что регионам нужно доверять и давать деньги, им виднее, они сами ими лучше распорядятся. Это правда. Но в нынешних обстоятельствах целесообразно все выделенные средства из федерального бюджета точечно направлять именно на решение конкретных локальных задач. Кому-то детсадик построить, кому-то школу отремонтировать, кому-то дорогу. То есть на какие цели получил, на такие и потратил.

Читайте также:

• Анатолий Аксаков: Цифровым рублем можно будет расплатиться в Китае… в перспективе

Источник: Парламентская газета

Поделиться:

Добавить комментарий