Бизнес просит не повторять ошибки ценового регулирования

Фиксация цен или стабильность поставок? Почему ритейлеры выступили против инициативы Минсельхоза.
Очередная попытка властей обуздать цены на социально значимые продукты столкнулась с резким сопротивлением рынка. Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) направила в Минсельхоз письмо, в котором предупредила, что законодательное закрепление доли долгосрочных контрактов с фиксированной ценой может привести к дефициту и уходу товаров на «серый» рынок. Этот спор вскрывает фундаментальное противоречие между стремлением к ценовой стабильности и законами рыночной экономики.
Суть конфликта: административное регулирование против гибкости рынка
Минсельхоз предложил поправки в закон «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», которые обяжут сети и поставщиков заключать прямые долгосрочные договоры с фиксированной или формульной ценой на ключевые товары. Цель министерства понятна — создать буфер против резких скачков цен, подобных тем, что наблюдались на гречку, сахар и яйца.
Однако ритейлеры видят в этом не решение, а угрозу. Их позиция, изложенная в письме за подписью председателя президиума АКОРТ Станислава Богданова, сводится к тому, что в условиях рыночной экономики подобное регулирование не только не достигнет цели, но и породит новые, более серьезные проблемы.
Почему бизнес против?
Опыт прошлых лет служит для ритейлеров главным аргументом. Они указывают на несколько ключевых рисков, которые несет в себе инициатива министерства:
Дестабилизация поставок и «серый» рынок. Производитель, будучи связанным долгосрочным контрактом с невыгодной в новых условиях ценой, будет искать обходные пути. Самый очевидный — перенаправить товар в каналы, не связанные фиксированными ценами, либо на экспорт. Это неизбежно приведет к возникновению дефицита в легальных сетях и расцвету «серого» рынка, где цены будут диктоваться исключительно спросом.
Снижение инвестиционной привлекательности. Предсказуемость — основа инвестиций. Если государство может в любой момент административно зафиксировать цены, лишив производителя и ритейлера части маржинальности, это демотивирует их вкладывать средства в модернизацию, расширение производства и логистики. В долгосрочной перспективе это ударит по всему агропромышленному комплексу.
Игнорирование сезонности и рыночного цикла. Рынок продовольствия в высокой степени сезонен. Как отметил Станислав Богданов, доля долгосрочных контрактов естественным образом меняется в течение года. Например, после окончания сезона отечественных овощей «борщевого набора» старые контракты прекращаются, и начинаются новые переговоры на следующий сельскохозяйственный цикл. Жесткая фиксация доли таких договоров лишает участников рынка необходимой гибкости и не учитывает реальные объемы предложения.
Перспективы регулирования: поиск компромисса
Позиция АКОРТ демонстрирует, что простое административное давление на цены является контрпродуктивным инструментом. В условиях, когда цепочки поставок и так сталкиваются с логистическими вызовами, климатическими аномалиями и волатильностью на мировых рынках, дополнительное регулирование может стать последней каплей.
Вместо жесткой фиксации, более эффективным представляется путь развития механизмов страхования рисков, государственной поддержки производителей в кризисные периоды и стимулирования инвестиций в агросектор. Это позволило бы увеличить объем предложения, что является единственным надежным фундаментом для стабильных цен в рыночной экономике.
Текущий диалог между Минсельхозом и ритейлерами — это не просто лоббистский спор, а важная дискуссия о том, какие методы регулирования работают в XXI веке. Ее итог определит, столкнется ли российский потребитель в будущем с пустыми полками ради видимости «стабильных» ценников.
С уважением к Вашему делу, Ника Виноградова
Источник: Retail.ru
