Высокоскоростные железнодорожные магистрали в России: проекты, строительство, сроки запусков – Российская газета

Бизнес

Разности скоростей

О возведении магистрали между Москвой и Петербургом рассказал глава страны Владимир Путин на церемонии открытия движения по третьей линии Московских центральных диаметров (МЦД-3). “Проект скоростной железной дороги между Москвой и Петербургом обсуждается нами давно, – отмечает президент. – Мне кажется, что сейчас мы действительно подошли к возможности его реализации. Скорость движения возрастет существенным образом, и время в пути для пассажиров уменьшится: с сегодняшних 4 часов 5 минут до 2 часов 15 минут между Санкт-Петербургом и Москвой, между Тверью и Москвой это будет уже 39 минут и между Великим Новгородом и Санкт-Петербургом – 29 минут вместо сегодняшних 3 часов 10 минут”.

 

Глава РЖД Олег Белозеров отметил, что высокоскоростная магистраль между Москвой и Санкт-Петербургом позволит развивать как пассажирские, так и грузовые перевозки. “Во все направления, которые здесь обозначены в рамках ВСМ, идет совместное движение и грузовое, и пассажирское. Из-за разности скоростей мы в ряде случаев теряем график движения. По Северо-Западу у нас на сегодняшний момент объем перевозки 145 млн [тонн]. В стратегии, утвержденной к 2030 году, цифра стоит 220 млн тонн, в два раза нужно увеличить и, соответственно, нам нужно строить новые пути. Оптимумом как раз является высокоскоростная магистраль, которая даст возможность развиваться, в том числе и грузоотправителям”, – сказал он.

Владимир Путин также сказал, что после реализации ВСМ Москва – Санкт-Петербург будут рассмотрены проекты высокоскоростного движения до Казани и Минска, и до Адлера, через новые регионы – Донецк и Луганск.

ria 8497294hr 02b

Фото: Кристина Кормилицына/ РИА Новости

Пока только проекты

Сейчас в России реализованного проекта ВСМ пока нет. Тем не менее, согласно стратегическим планам “РЖД”, с 2030 по 2035 годы планируется построить около 7 тыс. км высокоскоростных путей.

Наработки по построению магистралей идут уже давно, однако отправной точкой для всех ВСМ России стал 2010 год – тогда была принята программа развития высокоскоростных железных дорог в России до 2030 года.

ВСМ Москва – Санкт-Петербург стала первой проектируемой высокоскоростной железнодорожной магистралью в России. Готовый проект строительства протяженностью 680 км утвердили в 2021 году. ВСМ пройдет по территории шести регионов – Москвы и Санкт-Петербурга, Ленинградской, Новгородской, Тверской и Московской областей. В зоне влияния ВСМ Москва – Санкт-Петербург проживает не менее 30 млн человек, что составляет 20% населения страны. Планируется, что по высокоскоростной магистрали поезд сможет добраться из одной столицы в другую за два с половиной часа.

 

Проект строительства ВСМ Москва-Казань был полностью готов уже в 2017 году, однако из-за проблем с финансированием его пришлось отложить. Проект изначально оценивался в 623 млрд руб., но подорожал из-за занижения сметной стоимости и роста цен на строительные материалы на 200 млрд.

“Проект рассчитан полностью, дорога лежит на карте и в виде томов проектной документации. Участок от Казани до Екатеринбурга пока серьезно не прорабатывали, поэтому сказать о том, как эта трасса пойдет, через набережные Челны, ближе к Уфе или к Перми, сказать сложно”, – рассказал “РГ” доцент кафедры “Управление транспортным бизнесом и интеллектуальные системы” РУТ (МИИТ) Дмитрий Роменский.

istock 1347343433 5c4

Фото: iStock

Ранее была инициатива по строительству высокоскоростной магистрали от Екатеринбурга до Челябинска – этот участок рассматривался в качестве придатка к ВСМ Москва – Казань – Екатеринбург. С таким предложением выступили местные финансовые группы, однако проект остался на уровне идей и эскизных проработок. Магистраль могла бы связать два близко расположенных между собой города-миллионника, между которыми пока нет нормального железнодорожного сообщения. Эксперт считает, что ВСМ Москва-Казань можно строить поэтапно, реализовываться частями участки до Владимира, до Чебоксар, до Казани разными пусковыми комплексами.

Проектирование магистрали на юг России началось еще раньше, в конце 1980-х годов. Тогда ВСМ “Центр-Юг” проектировалась с углубленным изучением зарубежного опыта, который на тот момент был только во Франции и Японии. Согласно плану, было принято решение строить отдельную скоростную пассажирскую железную дорогу из Москвы через Харьков, которая позже должна была разделиться на два направления – одно в Крым, другое должно было идти через Ростов на Северный Кавказ.

“Проект был достаточно перспективен – в Советском Союзе этот транспортный коридор был самый пассажироемкий, по нему ежегодно совершались колоссальные объемы перевозок между Москвой и курортными городами”, – отметил Роменский.

 

Финансы и технологии

В Минтрансе заявляли, что проект ВСМ между Москвой и Петербургом оценивается в 1,7 трлн руб. Изначально сообщалось, что проект будет окупаемым и практически не потребует поддержки со стороны федерального бюджета. Позже замглавы Минтранса РФ Валентин Иванов добавил, что данные по финансовым затратам надо актуализировать с учетом ключевой ставки, которую недавно Банк России повысил до 12% годовых.

Вместе с тем Сбербанк выразил готовность участвовать в финансировании проекта строительства высокоскоростной железнодорожной магистрали Москва – Санкт-Петербург. “Реализация проекта сократит время в пути между двумя столицами до 2 часов 15 минут, и к 2030 году общее количество пассажиров магистрали составит около 22,6 млн человек в год, – отметил зампред правления банка Анатолий Попов. – И Сбербанк, конечно, готов в синдикате крупнейших банков участвовать в финансировании этого проекта”. По его словам, для России с ее огромными расстояниями такой проект крайне важен.

По словам Валентина Иванова, в ближайшее время будет собрана рабочая группа по вопросам финансирования проекта. Помимо прочего, будут также проработаны вопросы, касающиеся бюджетных средств и использования денег из Фонда национального благосостояния.

tass 37422638 a24

Фото: Олег Белозеров/ ТАСС

Олег Белозеров отмечал, что создание высокоскоростных магистралей окупаемо и дает большой мультипликативный эффект для экономики страны. “Проекты ВСМ – выгодные, они дают огромный мультипликативный эффект, они экономят время людей, и это все трансформируется в доходы регионов, бюджета, железных дорог. А самое главное – людей”, – сказал глава РЖД.

Роменский считает, что с учетом уже имеющихся наработок и современных технологий, построить ВСМ по всем направлениям можно достаточно быстро. “Насколько быстро можно возвести магистраль, можно понять на примере автомобильной трассы М12. Реализация проекта движется очень быстро, хотя это тоже достаточно объемный и сложный по трудоемкости процесс. В этом плане возведение высокоскоростной железной дороги практически не отличается от строительства скоростной шестиполосной автомобильной дороги. Цены на возведение километра ж/д и автодорог также практически одинаковые”, – отмечает эксперт.

 

Однако, есть нюансы: ВСМ можно построить как на 250 километров в час, так и на 400. От выбранного решения будет зависеть уровень применяемых технологий, что также повлияет на конечную стоимость проекта. Нужно ли строить всю магистраль на 400 км в час или же какие-то участки можно сделать на 250 – вопрос пока открытый, на эту тему было много споров. Из-за этого срок строительства первой ВСМ в России может затянуться до пяти лет, однако при наличии опыта и массовом строительстве такие дороги реально возводить за три-четыре года.

На чем поедем

Разработка отечественного высокоскоростного поезда была поручена совместному предприятию РЖД и “Синара – Транспортные машины” – “Инжиниринговому центру железнодорожного транспорта” (ИЦ ЖТ). В процессе также принимают участие научно-отраслевой комплекс холдинга и большое количество партнеров, которые занимаются разработкой систем и компонентов. Благодаря такой вовлеченности планируется создать высокоскоростные поезда с максимальным использованием российских составляющих.

Пока ведется разработка поездов двух типов – “Бизнес” и “Стандарт”. Поезд “Бизнес” будет включать повышенные классы обслуживания, а “Стандарт” вместит в себя пять классов обслуживания: бизнес, эконом, семейный, туристический и бистро. Первые три категории будут иметь возможность поворота пассажирских кресел на 180 градусов, чтобы максимальное количество пассажиров могло сидеть лицом по ходу движения поезда. В 2025 году планируется выпуск полного комплекта конструкторской документации, а в 2027 – производство первого поезда.

 

“В конце 2022 года мы завершили разработку эскизного проекта, – рассказывает генеральный директор АО “Инжиниринговый центр железнодорожного транспорта” Александр Кирейцев. – Сейчас идет работа над техническим проектом, который должен быть закончен в 2024 году”. Сборку головного образца поезда планируется начать в первой половине 2026 года. Завершить – в 2027 году. До конца 2028 года подвижной состав должен будет пройти соответствующие испытания и сертификацию”.

Демонстрационная скорость разрабатываемого поезда составит 400 км/ч, при этом максимальная эксплуатационная скорость на переменном токе 25 кВ составит 360 км/ч, а на постоянном 3 кВ – 250 км/ч. Таким образом, скорость поезда сможет оставаться стабильно высокой вне зависимости от особенностей участков пути.

tass 37422649 b4a

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

К внешнему виду поезда подошли ответственно. В ИЦ ЖТ разработали более 30 вариантов экстерьера, из которых в конце 2022 года выбрали три, а финальный определили в ходе голосования на сайте “РЖД”. Что касается интерьера поезда, то ожидается, что его дизайн будет полностью спроектирован до конца этого года.

“Синара” обсуждает поставку 50 поездов для ВСМ Москва-Петербург в 2028-2032, а также строительство завода под Москвой для производства высокоскоростных поездов. “В соответствии с параметрами проекта с целью запуска с 2028 года по 2032 год должны быть поставлены 50 восьмивагонных электропоездов. Но объем этой партии может быть до 75 поездов”, – сообщил журналистам замгендиректора группы “Синара” Антон Зубихин на Международном железнодорожном салоне техники и технологий пространства 1520 “PRO//Движение. Экспо”.

 

Регионам по пути

Регионы, расположенные вдоль высокоскоростных магистралей, безусловно получат от реализации проекта ощутимые преимущества. Однако более отдаленные локации также смогут улучшить свою экономику и транспортную доступность с запуском ВСМ с помощью фидерных, питающих линий. Фидерные ветви – ответвления от ВСМ, которые соединят далеко расположенные регионы России с Москвой, что в конечном итоге улучшит их экономику.

“Такая технология ВСМ уже давно работает во Франции, она очень хорошо себя зарекомендовала. Магистраль в Париже выполнена в виде дерева, где есть основной ствол и отходящие от него ветки: по главному пути поезда следуют со скоростью 300-320 километров в час, а затем сворачивают на фидерные линии”, – рассказывает Дмитрий Роменский. Заезжать на такие ветки скоростные поезда смогут как по специально построенным ответвлениям от главной магистрали, так и по обычным железным дорогам с маленькой скоростью, не превышающей 100-120 км в час. Благодаря такой технологии скоростные поезда будут заезжать в отдаленные города, которые расположены в стороне от самой ВСМ. “На картинке, которую подписал президент, как раз изображена такая технология: с главных стволов высокоскоростных магистралей расходятся питающие фидерные линии. Они будут дополнять к основному направлению достаточно большой пассажиропоток”, – отмечает эксперт.

ria 6532520hr f64

Фото: Виктор Толочко/ РИА Новости

В перспективе поезд по линии Москва – Казань будет за 30-40 минут доезжать до Владимира, и от Коврова еще час-два ехать по старой реконструированной линии, которая, возможно, будет электрифицирована к тому моменту в Иваново. Пример этого города довольно интересен. Не так давно в регион была запущена “Ласточка”, сначала по два, а затем и по четыре раза в день. Это сильно улучшило транспортную доступность местности, поскольку раньше здесь курсировал только ночной поезд. Открытие даже такого ж/д сообщения благотворно повлияло на экономику региона: люди стали активно ездить в шоп-туры за текстилем в Иваново. Кажется, что если фидерная ветка будет туда направлена, то от этого выиграют все, но жители области настроены достаточно скептически по отношению к инициативе.

Как объяснили “РГ” представители области, основная магистраль в перспективе должна пройти через соседний Владимир, но детали и сроки реализации проекта пока туманны. Соответственно сложно определить, когда улучшится железнодорожное сообщение на участке Владимир – Иваново, через который текстильная столица связана с Москвой. РЖД до сих пор не электрифицировали эту ветку и не объявляли четких планов по ее развитию, объяснив решение недостаточным потоком пассажиров и грузов.

 

Еще одна фидерная линия – на Йошкар-Олу, которая точно остается в стороне от самой ВСМ Москва-Казань. Если из Москвы по ВСМ запустить поезд, то до поворота на Йошкар-Олу он будет ехать со скоростью 300-350 км в час, а после перейдет на старую реконструированную линию с маленькой скоростью.

Чувашская Республика среди регионов, которые в будущем будут расположены непосредственно на основном стволе ВСМ Москва – Казань. Сейчас регион находится только на одной федеральной автомобильной трассе, а железнодорожная магистраль проходит в стороне от его столицы. Представители республики рассказали “РГ”, что строительство ВСМ ускорит развитие логистической и транспортной инфраструктуры республики. “Скоростная магистраль поспособствует росту грузопотока. Прежде всего за счет того, что позволит предприятиям оптимизировать логистику и уменьшить затраты на перевозку продукции. В конечном итоге это может привести к снижению ее стоимости и сделать ее более конкурентоспособной”, – считает замминистра экономического развития региона Раиса Рафикова. Также, по ее мнению, ВСМ окажет существенное влияние на развитие туристической индустрии всего Поволжья – туристы из регионов, а также жители Чувашии смогут быстрее и комфортнее добираться не только до соседних городов, но и дальше, расширяя географию своих поездок.

В целом, постройка ВСМ сильно улучшит транспортную доступность России. Это очень важный эффект для тех же Липецка, Тамбова или Курска. Быстро добраться куда-то из этих городов не получается – самолет обычно что на юг, что в Москву очень дорогой и летает редко. Дело в том, что авиасообщение окупается только при больших пассажиропотоках, когда хорошо работает и аэропорт, и авиакомпания, есть стабильная наполняемость большого самолета. Поэтому для таких городов наличие скоростного пассажирского поезда улучшит транспортные возможности их жителей.

“Транспортная связанность, снижение непроизводительных затрат времени на передвижение пассажиров и грузов – это основные позитивные факторы, возникающие при использовании ВСМ, – отметили в министерстве автомобильных дорог и транспорта Тамбовской области. – К тому же этот вопрос очень актуален в условиях санкционного давления, когда наблюдается перераспределение грузового и пассажирского движения”.

tass 37422659 605

Фото: Сергей Фадеичев/ТАСС

Реализация подобного крупного проекта позволит обеспечить заказами предприятия, повысить занятость населения, считают в регионе. Параллельно будут решаться актуальные задачи развития территорий, по которым пройдет ВСМ. Для Тамбовской области это может быть реализация смежного проекта по электрификации участка Кочетовка – Ртищево, очень долгожданного и необходимого для развития пассажирских и грузовых сообщений в восточном направлении.

Правительство Тамбовской области будет оказывать всестороннее содействие работам по проектированию и строительству ВСМ Москва – Адлер. “Что касается финансового участия региона в этом процессе, необходимо подождать разработки конкретных механизмов и определения прогнозных объемов финансирования строительства ВСМ, размера софинансирования работ из регионального бюджета, после чего этот вопрос уже можно будет рассмотреть предметно”, – пояснили в министерстве автодорог и транспорта.

 

Таким образом, города, расположенные в стороне от ВСМ, пусть и в меньшей степени, но все равно получат эффекты от проведения магистрали. ВСМ на юг будет наиболее фидерной из-за того, что магистраль проходит через огромное количество регионов. То есть, например, если ВСМ пройдет через Тулу на Липецк, то Орел, Курск и Белгород будут доезжать до Тулы на высокоскоростном поезде, а дальше он будет курсировать по реконструированной линии до Белгорода. Если ветка пройдет в стороне от Липецка, на пересечении с линией Елец-Липецк, то поезд свернет по развязке и доедет за полчаса по старой линии в одном потоке с грузовыми поездами до вокзала Липецка.

С ВСМ на Минск и на Санкт-Петербург таких питающих линий практически нет. Там стоит вопрос о том, как провести линию: через центры Смоленска, Орша и Витебска, либо строить вокзалы на окраине, чтобы транзитные поезда не теряли время на заезд в центральную часть города. С линией на Петербург был похожий момент – долго решали, стоит ли удлинять линию ради Великого Новгорода, чтобы он тоже оказался поближе к цивилизации. В итоге решили построить на окраине города высокоскоростной вокзал и провести линию через Новгород

С линией на Казань и Екатеринбург уже больше питающих линий – это Иваново, Ильяновск, Тешкорала, Чебоксары, Пермь, Уфа, Челябинск и Курганская область. Ожидается, что для таких регионов ВСМ со скоростными поездами сильно улучшат социально-экономическое состояние.

Концепция фидерных линий – в охвате высокоскоростным поездом максимального количества городов, вокзалы которых будут находиться как в центре, так и на их окраине. Фидерные линии питают основное направление пассажиропотоком и делают линию востребованной. Если станция ВСМ расположена вдалеке от городов, то это сильно роняет пассажиропоток и снижает привлекательность магистрали. Поэтому, строить ВСМ надо так, чтобы ветка проходила через максимальное количество городов.

Источник: Российская газета

Еще больше новостей читайте в главном информационном разделе — https://aoasp.ru/news/

Поделиться:

Добавить комментарий