Доходы от возвратов и проверок: Минсельхоз и Россельхознадзор перевыполнили план

Бизнес
фото Александра Шихова для АСП Ньюс
фото Александра Шихова для АСП Ньюс

Парадоксы бюджета: Минсельхоз и Россельхознадзор бьют планы по доходам, но вопросы к эффективности остаются.

Отчет Счетной палаты РФ о бюджетном исполнении Минсельхоза и Россельхознадзора в 2024 году рисует неоднозначную картину. Формальные показатели впечатляют: оба ведомства значительно перевыполнили планы по доходам и почти идеально освоили расходы. Однако за блестящей статистикой скрываются вопросы к качеству управления ресурсами и эффективности использования бюджетных средств, особенно на фоне выявленных нарушений и признаков неэффективных трат прошлых лет.

Главным сюрпризом отчета стало кратное превышение плановых доходов:

  • Минсельхоз: Перевыполнение плана более чем в 3,6 раза. Основная причина – массовый возврат остатков неиспользованных субсидий по различным направлениям господдержки АПК. Это ставит под сомнение изначальную адекватность планирования объемов поддержки или эффективность их доведения до конечных получателей.

  • Россельхознадзор: Превышение на 12%. Значительную часть дополнительных поступлений обеспечили внеплановые проверки, согласованные с прокуратурой. Это вызывает вопросы о приоритетах контрольной деятельности и потенциальном давлении на бизнес.

Безупречное освоение расходов: Тень над инвестициями

По расходам оба ведомства продемонстрировали почти абсолютную дисциплину:

  • Минсельхоз: Исполнение 99,9% (671,5 млрд руб.).

  • Россельхознадзор: Исполнение 100% (19,5 млрд руб.).

  • Госпрограммы АПК: Кассовое исполнение также превысило 99%, все верхнеуровневые показатели достигнуты.

Особое внимание уделялось бюджетным инвестициям (капстроительство):

  • Минсельхоз освоил 99,9% (43,3 млрд руб.), введя 11 из 12 запланированных объектов.

  • Россельхознадзор объектов в рамках РОКС не вводил.

Оба ведомства отчитались о сокращении числа объектов незавершенного строительства (НЗС):

  • Минсельхоз: С 616 до 610 единиц.

  • Россельхознадзор: С 51 до 32 единиц.

Однако позитивная динамика меркнет на фоне следующего факта: На балансе Минсельхоза по состоянию на конец 2024 года все еще числилось 6 объектов НЗС, по которым проектно-сметная документация (ПСД) была разработана еще в 2015-2019 годах на сумму 84,9 млн рублей. Счетная палата констатирует: эта документация безнадежно устарела и непригодна к использованию. Это – яркий пример “замороженных” бюджетных потерь и неэффективного распоряжения федеральными ресурсами в прошлом, последствия которого аукаются до сих пор.

Отчет выявил существенные нарушения:

  • Минсельхоз (нарушения на 468,5 млн руб.):

    • Несоблюдение сроков утверждения госзаданий подведомственным учреждениям.

    • Ненадлежащий контроль за использованием межбюджетных трансфертов: отсутствие требований о возврате субсидий при недостижении результатов получателями (частично исправлено во время проверки с возвратом 3,2 млн руб. в бюджет).

  • Россельхознадзор:

    • Неэффективное управление имуществом: Отсутствие должного контроля за территориальными органами и учреждениями при сдаче госимущества в аренду.

    • Недополучение доходов бюджета (0,2 млн руб.): Арендная плата не индексировалась из-за бездействия службы.

Отчет Счетной палаты высвечивает ключевой парадокс современного бюджетного процесса:

  1. Формальное исполнение – на высоте. Ведомства демонстрируют почти безупречное кассовое освоение средств и даже генерируют сверхдоходы.

  2. Качество управления и эффективность – под большим вопросом.

    • Возврат огромных объемов субсидий говорит о проблемах в планировании и адресности господдержки АПК.

    • Наличие многолетних “мертвых” проектов НЗС с устаревшей ПСД – свидетельство бесхозяйственности и отсутствия реального контроля за долгосрочными инвестициями в прошлые периоды.

    • Нарушения в установлении госзаданий и контроле за субсидиями/арендой указывают на системные пробелы в управленческих процедурах и внутреннем аудите.

Успешное освоение бюджета и даже его перевыполнение по доходам – безусловно, важные показатели. Однако отчет Счетной палаты по Минсельхозу и Россельхознадзору служит тревожным сигналом: ориентация исключительно на количественные показатели (“освоить любой ценой”) без глубокой оценки эффективности, адресности и долгосрочных последствий трат ведет к накоплению скрытых проблем и бюджетных потерь.

Требуется смещение акцента:

  • От тотального контроля за процентом освоения – к оценке реальной отдачи от каждого бюджетного рубля.

  • От формального сокращения числа объектов НЗС – к радикальной очистке балансов от безнадежных активов и предотвращению их появления.

  • От генерации доходов через возвраты субсидий и внеплановые проверки – к налаживанию прозрачного и предсказуемого механизма планирования доходов и расходов, минимизирующего административное давление.

Пока не будет решен вопрос качества управления и эффективности использования ресурсов, даже самые впечатляющие цифры освоения бюджета будут оставлять горькое послевкусие нерационально потраченных возможностей.

С уважением к Вашему делу, Ника Виноградова

Источник: DairyNews.ru 

Поделиться:

Добавить комментарий