Иски поставщиков накрыли “Светофор” в 14 регионах

Бизнес
Фото Ники Виноградовой для АСП.Ньюс
Фото Ники Виноградовой для АСП.Ньюс

Суды вместо поставок: Поставщики “Светофора” массово идут в суды из-за спорных условий оплаты.

Крупнейший российский дискаунтер “Светофор” оказался в эпицентре масштабного конфликта с поставщиками. После серии проверок и предписаний Федеральной антимонопольной службы (ФАС), обязавших сеть привести договоры в соответствие с законом о торговле, контрагенты ритейлера начали активно подавать судебные иски. Повод – систематическое несоблюдение “Светофором” условий контрактов, в первую очередь, касающихся оплаты товаров.

Суть конфликта:

Ключевой проблемой, спровоцировавшей волну исков, является практика “оплаты после продажи” (postpay или оплата по факту реализации). Эта схема, по мнению ФАС и поставщиков, незаконно перекладывает риски потери товара, его порчи и даже воровства со стороны покупателей или персонала магазина на плечи производителей и поставщиков. В то время как закон требует от ритейлера оплачивать поставленный товар в четко оговоренные договором сроки, независимо от факта его продажи.

Масштаб проблемы:

  • География: Претензии к “Светофору” и его региональным операторам (таким как “Торгсервис 72”, “Торгсервис 16” и др.) зафиксированы уже в 14 регионах России.

  • ФАС: Антимонопольная служба возбуждает административные дела по признакам нарушения антимонопольного законодательства (ст. 10 Закона “О защите конкуренции”).

  • Суды: Поставщики, долгое время мирившиеся с неудобствами ради больших объемов сбыта, теперь массово обращаются в арбитражные суды. Примеры:

    • Компания “ТК Меридиан” требует с “Торгсервиса 72” 4,5 млн рублей.

    • “Доставка плюс” взыскивает с “Торгсервиса 16” 1,2 млн рублей.

  • Жалобы на оплату: Поставщики продуктов питания открыто сообщают о хронических проблемах с получением оплаты за уже поставленный в магазины сети товар.

Смена парадигмы поставщиков:

Эксперты отмечают важный сдвиг. Раньше поставщики, особенно небольшие, часто шли на уступки мощному дискаунтеру, опасаясь потерять объемы. Однако проверки ФАС и выданные предписания придали им уверенности в своей правоте. Осознание повышенных рисков сотрудничества и невозможности влиять на ситуацию внутри сети заставляет контрагентов выбирать судебную защиту своих интересов.

Позиция “Светофора”:

В официальных заявлениях представители “Светофора” категорически отрицают нарушения. Они утверждают, что компания действует строго в рамках законодательства и придерживается принципов деловой этики. В сети подчеркивают свою открытость к диалогу с поставщиками.

Экспертный взгляд: Трудный выбор для дискаунтера

Аналитики ритейла видят в сложившейся ситуации серьезный вызов для бизнес-модели “Светофора”:

  1. “Быстрое решение” – иллюзия: “Мгновенно перейти на абсолютно прозрачные и полностью соответствующие букве закона условия со всеми тысячами поставщиков без последствий для бизнеса невозможно”, – считает независимый ритейл-эксперт. Пересмотр договорной политики – сложный и болезненный процесс.

  2. Ограниченные варианты: У “Светофора” остаются непопулярные пути:

    • Повышение цен: Чтобы компенсировать потери от отказа от практики postpay и оплаты штрафов/исков.

    • Сокращение ассортимента: Особенно в части товаров от малых и средних производителей, которые не смогут или не захотят работать по новым, менее выгодным для сети правилам.

  3. Селективный подход: “Крупные, стратегически важные поставщики, вероятно, смогут договориться с сетью о новых взаимоприемлемых условиях, – предполагает юрист, специализирующийся на торговом праве. – Однако для многих малых производителей и локальных брендов давление, связанное с задержками оплаты и перекладыванием рисков, скорее всего, сохранится или даже усилится, что может привести к их уходу из ассортимента”.

Текущая волна судебных исков – лишь первый видимый симптом глубокой проблемы. От того, насколько быстро и эффективно “Светофор” сможет реформировать свои отношения с поставщиками в соответствии с требованиями ФАС и закона, зависит не только его репутация, но и стабильность товарного предложения в магазинах. Конфликт станет тестом на прочность для всей экосистемы жесткого дискаунтера в России. Решения судов по первым искам могут задать важный прецедент для всего рынка.

С уважением к Вашему делу, Ника Виноградова

Источник: New Retail

 

Поделиться:

Добавить комментарий