Максим Топилин: Регионам нужно дать право ограничивать работу «наливаек»
Максим Топилин.
Работающие в многоэтажных жилых домах точки общепита нередко нарушают закон о продаже алкоголя навынос, провоцируя пьяные дебоши и доставляя тем самым массу неудобств населению. Повлиять на ситуацию в Госдуме предлагают двумя способами: увеличить площадь «наливаек» с 20 до 50 квадратных метров, наделив при этом регионы полномочиями ограничивать режим работы таких заведений своими нормативными актами. Об этом в пресс-центре «Парламентской газеты» рассказал председатель Комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин.
– Максим Анатольевич, часто на повестке в весеннюю сессию возникала тема доурегулирования алкогольного рынка. Расскажите подробнее о принятых нововведениях.
– Мы, наконец-то, приняли закон о реестре пивоваров. Было большое сопротивление со стороны тех, кто не хочет работать честно, но, с другой стороны, нас поддержали производители пенного напитка, которые объединены в ассоциации и платят налоги. Закон не предполагает дополнительных требований. Все, кто сегодня присутствует на рынке, могут войти в реестр, а дальше Росалкогольрегулирование проверит оборудование на предприятиях, наличие счетчиков. Это займет два года. За этот срок, я надеюсь, произойдет серьезное обеление рынка. Это связано еще и с тем, что с 1 октября этого года, далее с января и апреля следующего года поэтапно вводится маркировка, начиная с кегов и заканчивая бутылкой и металлической банкой. Это позволит отслеживать всю цепочку поставок алкоголя.
– Дальнейшее усиление требований к производителям пива планируется?
– Мы такой законопроект подготовили. Думаю, будем вносить в Госдуму в начале осенней сессии. Сейчас пивные напитки может делать не только производитель пива, а кто угодно. Но технологически произвести пивной напиток, не производя пиво, — это утопия, так не бывает. Скорее всего, это какие-то тоже нелегальные производства. Но в законе таких ограничений нет. Поэтому в законодательство нужно ввести норму о том, что только тот, кто производит пиво, может дальше делать цепочку с напитками. Еще в законодательстве нет нормы, запрещающей добавление спирта в пиво. Это тоже упущение.
– И депутаты, и сенаторы не единожды отмечали, что большие объемы производимого медицинского спирта уходят «налево» — для изготовления контрафакта. Когда здесь будет наведен порядок?
– На днях был принят закон, который позволит закрыть тему использования медицинского спирта в нелегальном обороте. С 1 сентября спирт можно будет продавать оптом только тем организациям, которые имеют лицензию, или тем, которые занимаются лицензированным производством лекарственных препаратов. Сейчас таких ограничений в законе нет. Эта дыра, по нашим оценкам, составляет 4,5-5 миллионов декалитров в год. Нам представляется, что нововведение — это первый шаг, который поможет решить эту проблему.
– Некачественная алкогольная продукция, в том числе с добавлением метанола, становится причиной гибели людей. Не считаете ли разумным усилить наказание для людей, которые торгуют фальшивым алкоголем?
– В весеннюю сессию мы приняли закон, предусматривающий ответственность за манипуляции с метанолом. Отдельная статья в Уголовном кодексе — 10 лет лишения свободы, если это нанесло ущерб и привело к смерти двух и более человек.
– А как сейчас, в принципе, производство метанола отражено в правовом поле?
– Должен сказать, что в законодательстве эта тема до сих пор не отрегулирована, поэтому мы в рамках парламентской рабочей группы, куда входят депутаты и сенаторы, подготовили соответствующий законопроект.
– Какие еще инициативы рабочей группы вы считаете приоритетными?
– Среди предложений — введение акциза на медицинский спирт. Сейчас этого нет, что на сто процентов является причиной его использования в нелегальных целях. Потому что без акцизов этот бизнес становится, скажем так, очень интересным. Основная задача, которую предстоит решить парламентариям при разработке законопроекта, — избежать подорожания лекарств, в которых используется такой спирт. В осеннюю сессию будем вырабатывать механизм, который бы позволил все это компенсировать должным образом. Легальный сектор и граждане должны быть уверены в том, что роста цен на лекарства не произойдет.
– В весеннюю сессию депутаты Госдумы приняли ряд важных законов. Среди них — и регламентирующий продажу вейпов. Когда ждать первых результатов?
– Закон, который запрещает рекламу вейпов, а также размещение никотиносодержащего товара на видных местах в торговых точках, что делает его привлекательными, вступил в силу с 1 июня. Сейчас и волонтеры, и молодежные движения занимаются выявлением точек, где он не исполняется. Я думаю, в течение лета мы эту историю, что называется, дожмем. Правительство уже направило в Госдуму ответ по поводу того, как будет корректировать порядок этих проверок. Также до 1 сентября кабмин должен подготовить предложения о том, какие ароматизаторы для вейпов будут запрещены.
– Когда собираетесь окончательно урегулировать тему «наливаек», на которые регулярно жалуются жители многоквартирных домов?
– По поручению спикера Госдумы Вячеслава Володина в нашем комитете создали рабочую группу, в которой собрали инициативы о регулировании точек продажи алкоголя в жилых домах. Мы попытались найти лазейки в законах, которые пока «недокручены». И нашли такие. Они касаются пива, которое в рознице и в общепите не лицензируется. Поэтому в отношении пива готовим отдельные предложения. Также есть предложения увеличить площади объекта общепита с 20 до 50 квадратных метров и наделить регионы правом ограничивать сроки работы таких заведений в многоквартирных домах. Есть опасения, что это может уйти в нелегальную торговлю. Но я склоняюсь к тому, чтобы все-таки такое право субъектам предоставить. Если регионы хотят получить эти полномочия, думаю, нужно пойти им навстречу. В августе мы будем плотно эту тему обсуждать с Правительством.
Читайте также:
Источник: Парламентская газета
Еще больше новостей читайте в главном информационном разделе — https://aoasp.ru/news/