Онлайн-торговцы назвали сбор «Почты России» угрозой для бизнеса
Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) считает, что предложение финансировать «Почту России» за счет инфраструктурного платежа от маркетплейсов — «по факту изъятие оборотных средств» у бизнеса, говорится в поступившем в РБК комментарии. По мнению АКИТ, это коснется интернет-магазинов, маркетплейсов, продавцов на площадках, логистических компаний — «пострадают все формы бизнесов». Это консолидированная позиция компаний интернет-торговли, подчеркнули там. Речь идет о взимании с маркетплейсов 0,5% от квартального оборота.
«Инициатива предусматривает и новый статус для «Почты России» — гарантированный поставщик услуг. Это вызывает еще большее беспокойство, получается, что частный сектор расчищается в пользу конкретной коммерческой компании. Серьезные экономические последствия невозможно не заметить», — указали в ассоциации.
Таким образом в АКИТ ответили на слова генерального директора «Почты России» Михаила Волкова. В интервью «Ведомостям» он, в частности, напомнил примеры инфраструктурных платежей в российской практике: операторы связи ежегодно перечисляют 1,2% своей выручки в фонд универсальной услуги связи, средства из него расходуются на устранение цифрового неравенства в небольших населенных пунктах. Это, по мнению Волкова, абсолютно правильно и логично.
«Введение этого платежа в свое время не вызвало какой-то бурной реакции: операторы поняли, что если сейчас их всех обяжут поддерживать инфраструктуру для устранения цифрового неравенства, то для них это будет дорого и невыгодно», — отметил он в интервью.
Гендиректор «Почты России» назвал введение платежа с оборота, чтобы обеспечить равный доступ всех жителей к услугам электронной коммерции «логическим продолжением программы устранения цифрового неравенства». «Если людям провели интернет, то хотелось бы, чтобы они им могли воспользоваться», — отметил он.
В ассоциации не согласились с такой формулировкой. «Цифровое неравенство касается доступа к услугам связи и интернета, а товарное обеспечение находится в компетенции Министерства промышленности и торговли и решается как через традиционные каналы розничной торговли, так и с помощью интернет-доставки», — пояснили там.
В АКИТ согласны, что все должны иметь равные возможности для покупок, и «сегодня компании АКИТ обеспечивают эту возможность для всего населения России». Маркетплейсы инвестируют в строительство крупных фулфилмент- и распределительных центров, одновременно открываются пункты выдачи заказов (ПВЗ) по агентской модели, что позволяет сократить сроки доставки товаров в каждом отдельном регионе, указали там. Более чем в 90% ПВЗ есть примерочные, они работают в том числе по воскресениям и отдают посылки за одну минуту.
«Причем открытие ПВЗ — не прямые расходы компаний, а развитие и поддержка малого и среднего предпринимательства. Для жителей малых и крупных городов открывается возможность стать предпринимателем самостоятельно. Из всех действующих сегодня в стране ПВЗ 80% — именно партнерские пункты, и у них с маркетплейсами общие цели и задачи, а также заинтересованность в общем росте», — пояснили в АКИТ.
В ассоциации подчеркнули, что как маркетплейсы, так и другие компании интернет-торговли готовы расширять партнерство с «Почтой России». Маркетплейсы в сентябре предлагали вместо принудительной платы с оборота
закупить в 2024 году услуги и сервисы «Почты России» на ₽33,5 млрд. Сейчас обсуждается потенциальный дополнительный объем, сказали в АКИТ. «Считаем это достойным рыночным предложением: чтобы получать деньги, их надо зарабатывать», — заключили там.
В «Почте России» отказались от комментариев.
Управляющий директор Ozon Сергей Беляков в разговоре с РБК отметил, что партнерство должно строиться на рыночных условиях, а «Почта России» отрицает такой подход. Рассматриваемый платеж с оборота бизнеса
не означает, что оператор почтовой связи будет оказывать компаниям логистические услуги в счет этого. Но те будут обязаны платить сбор и дополнительно закупать услуги у «Почты России». «Это негативно отразится на развитии отрасли и покупателях», — считает Беляков.
«Яндекс.Маркет» отказался от комментариев. РБК направил запрос в Wildberries.
В сентябре спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что в «Почте России» растет финансовая дыра, и призвала разработать «правильную финансовую модель существования». Она попросила правительство принять меры, «не откладывая в долгий ящик», иначе «финансовая дыра превратится в огромную яму, куда все провалится».
Глава «Почты России» в ответ признал, что в начале года финансовое положение естественной монополии было «крайне непростым», однако за полгода ему удалось почти в три раза сократить убыток от операционной деятельности. «Но ситуация остается очень напряженной», — признал он.
«Почта России» предложила взимать с электронных торговых площадок, имеющих годовую выручку более 1 млрд руб., по 0,5% от квартального оборота. Оператор обосновал это убыточностью почтовых отделений. Сейчас у компании их более 38 тыс.