«Теневая» логистика – угроза эпизоотическому благополучию

Бизнес
Фото сделано с помощью gigachat
Фото сделано с помощью gigachat

В России готовится законодательная инициатива, призванная перекрыть один из ключевых каналов распространения опасных заболеваний животных.

Как сообщил замглавы Департамента ветеринарии Минсельхоза Андрей Муковнин, к концу 2025 года будет разработан законопроект, устанавливающий ответственность за перевозку скота без ветеринарных сопроводительных документов. Важно, что под ударом окажутся не только владельцы животных, но и перевозчики, что кардинально меняет подход к контролю в этой сфере.

Проблема: «Теневая» логистика как угроза эпизоотическому благополучию

Официально эпизоотическая ситуация в стране оценивается как стабильная. Однако за этим благополучием скрываются локальные, но опасные вспышки заболеваний. Главным источником угрозы, по признанию чиновника, является незаконный оборот животных. Речь идет о цепочке, когда скот, часто из личных подсобных хозяйств (ЛПХ), где ветеринарный контроль минимален, перемещается без каких-либо документов, подтверждающих его здоровье и происхождение.

Основной бич — бруцеллез. Это заболевание, опасное не только для животных (вызывая аборты и бесплодие), но и для человека, способное переходить в хроническую форму и приводить к инвалидности. Борьба с ним требует значительных ресурсов: уничтожение заболевшего поголовья, установление карантина и проведение дорогостоящих мероприятий.

«Особенно неблагополучная ситуация в личных подсобных хозяйствах. Их проверка сейчас затруднена, однако перевозку нелегального скота часто фиксируют сотрудники ветеринарной службы на дорогах», — констатировал Муковнин. Эта фраза четко обозначает болевую точку: если контролировать каждое подворье сложно, то пресечь нелегальную логистику — реально.

Решение: Двойной удар по владельцам и перевозчикам

Новый законопроект направлен на разрыв порочной цепочки. Введение ответственности для перевозчиков — это стратегически верный ход. До сих пор основным нарушителем считался владелец животного. Теперь же транспортная компания или частный перевозчик, взявшийся за транспортировку скота без ветеринарного сертификата, будет нести равную ответственность.

Это заставит логистический сектор стать активным участником системы ветеринарной безопасности. Перевозчики будут экономически заинтересованы в том, чтобы требовать у клиентов все необходимые документы, так как штрафы или иные санкции могут сделать нелегальную перевозку нерентабельной.

Ожидаемые эффекты от нововведения:

  1. Снижение рисков эпидемий. Пресечение неконтролируемого перемещения животных — ключевой фактор в предотвращении распространения не только бруцеллеза, но и ящура, сибирской язвы и других опасных болезней.

  2. Легализация рынка. Производители, добросовестно соблюдающие все ветеринарные нормы, оказываются в более выгодных условиях, так как их затраты на соблюдение правил перестают быть конкурентным недостатком.

  3. Повышение прозрачности. Поток животных станет более контролируемым и прозрачным, что упростит отслеживание продукции от фермы до прилавка.

  4. Стимул для ЛПХ. Владельцам личных хозяйств будет проще и выгоднее оформлять своих животных официально, чтобы иметь возможность их легально реализовывать и перевозить.

Несмотря на очевидную пользу, реализация инициативы столкнется с рядом вызовов. Потребуется отлаженное взаимодействие между ветеринарными службами, правоохранительными органами и органами правопорядка на дорогах. Важно, чтобы новые нормы не привели к избыточному административному давлению на добросовестных фермеров и перевозчиков, а были точечно направлены против нарушителей.

Срок подготовки законопроекта — конец 2025 года — говорит о том, что министерство подходит к вопросу основательно, давая время на проработку деталей и обсуждение с аграрным и логистическим сообществами.

В итоге, готовящийся законопроект — это своевременный и необходимый шаг на пути к созданию в России современной и эффективной системы обеспечения продовольственной безопасности. Перекладывая часть ответственности на перевозчиков, государство создает многоуровневый барьер для нелегального оборота скота, что в конечном счете защитит и крупные агрохолдинги, и небольшие фермы, и здоровье потребителей.

С уважением к Вашему делу, Ника Виноградова

Источник: ВиЖ

Поделиться:

Добавить комментарий