Тотальное ограничение торговой наценки. Прогнозы и риски

Бизнес
Фото Александра Шихова для АСП.Ньюс
Фото Александра Шихова для АСП.Ньюс

Инициативы по прямому административному ограничению торговых наценок на социально значимые продукты, несмотря на благие намерения, требуют глубокого и всестороннего анализа возможных рисков.

По мнению отраслевых экспертов и представителей ритейла, подобное регулирование, вместо ожидаемого снижения цен, может привести к обратному эффекту: сокращению ассортимента, дефициту на полках и росту теневой экономики. Такую позицию последовательно отстаивает Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ).

Поводом для очередного обсуждения стало законодательное предложение об установлении предельной наценки в размере 15% на 25 ключевых товаров первой необходимости, перечень которых должен определить Кабмин. В АКОРТ подчеркивают, что сама по себе торговая наценка — это не чистая прибыль сетей, как часто ошибочно полагают. Более 95% этой суммы уходит на покрытие прямых операционных расходов: логистики, аренды торговых площадей, фонда оплаты труда сотрудников, коммунальных услуг и налогов. Регулировать же эти экономические составляющие извне — невозможно.

Эту точку зрения поддерживает и академическое экспертное сообщество. Наталья Шагайда, директор Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС, поясняет: «Жесткое ограничение наценки не отменяет объективные затраты бизнеса. В такой ситуации расходы на организацию торговли остаются прежними, а финансовая возможность их покрывать — сокращается. Это неизбежно ударит по рентабельности компаний и поступлениям в бюджет. Кроме того, устанавливать единую «планку» для всех товаров методологически неверно. Например, продукты, требующие особых условий хранения (заморозка, охлаждение), несут для ритейлера более высокие издержки, которые закономерно включаются в цену».

Участники рынка видят решение не в административных мерах, а в поддержке здоровой рыночной конкуренции. Именно она, по их мнению, является главным и наиболее действенным механизмом сдерживания цен. Современный ритейл уже использует практику перекрестного субсидирования, когда низкие, практически нулевые наценки на социальные товары компенсируются за счет других категорий. Согласно данным АКОРТ, за 7 месяцев 2025 года средняя наценка на самые доступные продукты в социально значимом ассортименте в сетях-членах ассоциации не превышала 3%, а по многим позициям была близка к нулю.

Председатель президиума АКОРТ Станислав Богданов указывает на системные риски предлагаемого нововведения: «Установление единой торговой наценки без учета региональной специфики, уровня затрат производителей, логистов и ритейлеров, а также потребительского спроса может иметь крайне негативные последствия. В первую очередь, это сокращение объемов поставок и вымывание именно тех недорогих товаров, ради которых все затевалось. Торговым сетям, особенно в отдаленных и высокозатратных регионах, будет экономически невыгодно их продавать. Чтобы оставаться на плаву, бизнес будет вынужден компенсировать убытки за счет сужения ассортимента социальной корзины или роста цен на другие, нерегулируемые товары».

Таким образом, эксперты сходятся во мнении, что гибкая рыночная модель и саморегулирование отрасли на основе конкуренции доказали свою эффективность. А прямое вмешательство в ценообразование, несмотря на кажущуюся простоту, чревато серьезными макроэкономическими дисбалансами и ухудшением ситуации для конечного потребителя.

С уважением к Вашему делу, Ника Виноградова

Источник: New-retail.ru

Поделиться:

Добавить комментарий