Госзакупки, ФАС и Минфин. О чем не могут договориться ведомства

Экономика
финансы_минфин_фас_госзакупки_торги
Изображение подготовлено автором статьи

Между Минфин и ФАС – госзакупки стали настоящим камнем преткновения, споров и дискуссий.

Как сообщает “Ъ”:

“Минфин рассчитывает передать ФАС ответственность за инициированную службой разработку норм рейтинга деловой репутации (РДР) поставщиков госзаказа, а также дальнейшие согласования его с ведомствами и рынком — такое предложение Минфин уже направил в правительство. Причиной вынужденного делегирования полномочий стали так и не устраненные службой замечания к рейтингу — в их числе создание избыточной нагрузки на поставщиков и фактическое отсутствие методологии для расчета рейтинга. Сами участники рынка в предлагаемой ФАС конструкции видят коррупциогенный фактор и угрозу конкуренции”.

ФАС настаивала на внедрении РДР в госзаказ в качестве механизма стимулирования поставщиков — в противовес действующему сейчас реестру недобросовестных поставщиков (РНП), уклонившихся от подписания контракта или исполнивших его с нарушениями. Минфин инициативу не поддерживал, ссылаясь на недоработки механизма, но в мае согласился включить возможность применения такого рейтинга в очередной «оптимизационный» пакет поправок к ФЗ-44, определив в законе РДР как совокупную оценку опыта поставщика.

Служба предлагает применять РДР в качестве критерия допуска поставщиков к торгам, для определения оценки при проведении конкурсных процедур и для снижения обеспечения исполнения контракта. При этом формироваться рейтинг участника будет на основе совокупной стоимости исполненных контрактов и их количества за семь лет, а в случае попадания поставщика в РНП или при исполнении контракта со штрафными санкциями предлагается применять к РДР понижающий коэффициент.

В Минфине указывают на недостаточность оценки деловой репутации исключительно на количественно-стоимостных показателях, ссылаясь на национальный стандарт оценки деловой репутации предпринимателей. Также ведомство беспокоит фактическое отсутствие методологии формирования рейтинга (отсутствие базы расчета, коэффициентов снижения рейтинга), что может повлечь ущемление прав участников закупок при использовании РДР в качестве критерия допуска к торгам. Не сняты и замечания Совета при президенте о применении двух рейтингов (РНП и РДР), что чревато избыточной нагрузкой на бизнес, указывают в министерстве. Применение рейтинга также нецелесообразно и для снижения размера обеспечения исполнения контракта, считают в финансовом ведомстве, это может привести к нарушению баланса интересов заказчиков, обязательства перед которыми не будут выполнены.

Поскольку Минфин не инициировал внедрение рейтинга, а правительство требует ускоренного принятия оптимизационного пакета поправок к закону о госзакупках, ведомство обратилось в правительство с предложением определить ФАС головным исполнителем при подготовке подзаконного акта о рейтинге при принятии «оптимизационного законопроекта».

Инициатива ФАС в действующей конструкции пока вызывает критику экспертов, поскольку несет риски конкуренции и рассматривается как коррупциогенный фактор.

В-общем, тот самый случай, когда инициатива наказуема.

Есть, что добавить? Пишите в комментариях.

С уважением к Вашему делу, Ника Виноградова

Источник: Коммерсантъ

Поделиться: