Альянс по защите детей в цифровой среде провел исследование о цифровых угрозах у подростков в интернете
Альянс по защите детей в цифровой среде провёл социологическое исследование по организации защиты детей и подростков от негативного воздействия интернета в России. В исследование приняло участие 2439 человек с равной выборкой подростков, учителей и родителей. В ходе исследования было установлено, что с цифровыми угрозами сталкиваются 96% подростков из выборки. 5 самых распространённых угроз, по мнению всех 3 целевых аудиторий, — это фейки, мошенничество, игровая зависимость, интернет‑зависимость и кибербуллинг. Полные результаты исследования доступны по ссылке. Об этом информационной службе Хабра рассказали в пресс‑службе Альянса.
По мнению самих подростков, родителей и учителей серьёзные проблемы, связанные с угрозой личной безопасности детей и подростков — создание и распространение порнографии с участием детей и подростков, вовлечение детей в криминальную деятельность и мошенничество в интернете.
47% опрошенных родителей и 48% опрошенных преподавателей считают, что на момент проведения исследования технологические и психологические проблемы в равной степени представляют угрозу цифровой безопасности, при этом более 38% опрошенных подростков выразили мнение, что среди угроз цифровой безопасности преобладают психологические проблемы.
По исследованию подростки реже, чем взрослые, считают цифровые угрозы проблемами. 71% респондентов-преподавателей считают, что иногда подростки сами ищут противоправный контент.
Исследование показало, что 24% опрошенных подростки предпочитают блокировать или игнорировать контакты, от которых исходит угроза. 30% опрошенных учителя и 30% респондентов-родителей считают самым эффективным способом беседы и с ребёнком. Все 3 группы респондентов считают целесообразным обращение в полицию в ряде случаев.
30% опрошенных подростков обращаются за помощью к родителям и учителям только в исключительных случаях — 37% бояться порицания со стороны взрослых и 32% испытывают стеснение.
По этому исследованию, 30% подростков-респондентов испытывают недостаток информации о том, как реагировать на цифровые угрозы. 47% опрошенных родителей и 53% опрошенных учителей слышали о противоправном контенте. Высокую осведомлённость по теме показали 32% родителей и 33% учителей.
41% подростки респондентов отмечают, что периодически или очень часто сталкиваются с дезинформацией и фейками, 29% — с мошенничеством в интернете (29%). 42% опрошенных учителей и 62% опрошенных родителей видят главную угрозу в формировании зависимости от интернета, 39% опрошенных учителей и 60% опрошенных родителей — в игровой зависимости.
38% опрошенных подростков отметили, что информации о том, что необходимо делать в случае возникновения угроз цифровой безопасности, достаточно. 28% опрошенных родителей и 31% учителей также об этом знают. Однако 30% подростков, 33% родителей и 22% учителей не хватает информации о том, что необходимо делать в случае возникновения угроз. 40% родителей‑респондентов и 40% учителей‑респондентов считают, что государство должно занять более активную позицию в обеспечении безопасности детей в интернете.
Главной мерой по повышению безопасности, которую обозначили все респонденты, является контроль за контентом, в том числе на основании персональных данных. Так ответили 23% подростков, 33% родителей и 35% учителей. Среди других возможных мер со стороны государства, опрошенные выделяют усиление защиты персональных данных, борьбу с мошенничеством и проактивную блокировку контента.