10 км/ч и страховка 500 000 ₽: «Яндекс» меняет правила для роботов

Курьер будущего: «Яндекс» хочет дать роботам права участника дорожного движения.
Компания «Яндекс» представила в Министерство экономического развития проект экспериментального правового режима (ЭПР), который на законодательном уровне закрепит особый статус для автономных роботов-доставщиков. Согласно инициативе, роверам будут даны права полноценного участника дорожного движения, однако без приравнивания к транспортным средствам, что позволит сформировать прозрачные правила их перемещения и ответственности в случае инцидентов.
Ключевые положения проекта ЭПР
Статус и зоны движения. Роботов-доставщиков признают участниками дорожного движения, разрешив им передвигаться по тротуарам, велодорожкам, обочинам и внутри общественных зданий. При этом роверы сохранят неполноценный правовой статус транспорта, чтобы не обязывать их следовать всем требованиям ПДД, разработанным для автомобилей.
Регистрация и идентификация. Каждый робот получит уникальный регистрационный номер и «паспорт» в виде QR-кода. На случай повреждения или угона предусмотрена страховка на сумму до 500 000 рублей.
Ограничение скорости. В документе предложены максимальные скорости движения: до 10 км/ч на тротуарах и 6 км/ч при пересечении пешеходных переходов. Конструктивные возможности роверов позволяют развивать до 25 км/ч, но для безопасности пешеходов скорость будет ограничена.
Алгоритмы при ЧП. В случае столкновения или другой внештатной ситуации роботы автоматически передают сведения о происшествии в экстренные службы, а компания-оператор направляет к месту инцидента своего представителя для оперативного урегулирования.
Причины и преимущества инициативы
С 2019 года «Яндекс» тестирует роверы-доставщики: сначала в Сколково, затем в Москве, Иннополисе и Мурино. Сервис доказал свою эффективность и востребованность в сегменте «последней мили». Однако отсутствие чётких правил движения и правового статуса создаёт риски для операторов сервиса и пешеходов.
Введение ЭПР позволит:
Устранить правовые пробелы и защитить интересы пользователя, компании и гражданского общества.
Повысить безопасность: чёткие ограничения скорости и алгоритмы реакции на аварийные ситуации минимизируют ущерб от столкновений.
Снизить нагрузку на курьеров-людей и развить рынок роботизированной доставки, что особенно актуально с учётом роста онлайн-торговли.
После согласования в Минэкономразвитии ЭПР планируется расширить на 20 российских регионов, включая Санкт-Петербург, Татарстан, Башкортостан, Краснодарский край и Московскую область. Министерство развития подтвердило готовность обеспечить правовое сопровождение пилота и включить его механизмы в федеральное регулирование цифровых инноваций.
В дальнейшем «Яндекс» и другие компании-операторы смогут применять этот режим, чтобы безопасно и законно масштабировать роботизированную доставку на территории городов, способствуя развитию «умной» транспортной инфраструктуры и снижению выбросов углекислого газа за счёт отказа от поездок курьеров на моторизованном транспорте.
С уважением к Вашему делу, Ника Виноградова
Источник: Retail.ru