В России могут начать маркировать слабоалкогольные коктейли
В РФ начнут маркировать слабые алкогольные напитки — коктейли, крепость которых не достигает 7%. Пока речь идет о проведении эксперимента: вице-премьер Дмитрий Григоренко поручил Минпромторгу и Минфину внести в правительство соответствующие документы. Центр развития перспективных технологий — оператор маркировки, намерен запустить ее уже в июле этого года. Мера поможет решить вопрос с их наличием на нелегальном рынке — такие напитки продают под видом другой продукции в так называемых разливайках, находящихся в жилых домах, отмечают эксперты.
Код доступа
Маркировка коснется напитков, которые подпадают под определение слабоалкогольных по техническому регламенту ЕАЭС «О безопасности алкогольной продукции», подчеркнули в ЦРПТ. Речь идет о спиртном крепостью менее 7%, которое не относится к винодельческой и пивоваренной продукции. То есть под идентификацию попадут коктейли. Вице-премьер Дмитрий Григоренко поручил Минпромторгу, Минфину, Росалкогольтабакконтролю подготовить и представить в правительство проект постановления о проведении в стране соответствующего эксперимента. «Известия» ознакомились с протоколом заседания зампреда от 11 января.
Как пояснили изданию в Центре развития перспективных технологий (ЦРПТ), эксперимент может стартовать уже с 1 июля 2024 года и продлиться до 31 августа 2025 года. Оператор уже готовит документы совместно с Росалкогольтабакконтролем, их внесут в правительство до конца марта.
— Код маркировки расположат на акцизной марке вместо метки системы государственного учета алкоголя ЕГАИС. Производителям не нужно будет печатать и наклеивать на бутылки дополнительные марки. Это значит, что для бизнеса ничего не изменится, компании не понесут никаких расходов на то, чтобы оснастить производство оборудованием для маркировки, — пояснил «Известиям» замгендиректора ЦРПТ Реваз Юсупов.
В ЦРПТ добавили, что потребители смогут оперативно подтверждать качество напитков — с помощью сканирования марки через приложение «Честный знак». Бизнес, в свою очередь, получит статистику о продажах напитков, что позволит компаниям оптимизировать многие процессы: логистику, ценовую политику и маркетинг.
У нового кода системы идентификации есть криптозащита, которая может сделать акцизную марку дешевле, добавил источник на алкогольном рынке. Сейчас для производства акциза используют специальную бумагу, на которую наносят голограмму, поэтому марка стоит около 2 рублей, новый защищенный код обойдется на один рубль дешевле.
В пресс-службе правительства «Известия» перенаправили в Минпромторг. Там уточнили, что «поручение поступило в министерство, его прорабатывают в установленном порядке». В Минфине отметили, что вопрос о маркировке будут прорабатывать с другими ведомствами.
Вывести на чистую воду
Глава Центра разработки национальной алкогольной политики Павел Шапкин позитивно оценил проведение эксперимента по маркировке слабоалкогольных коктейлей. По его словам, основная проблема в этом сегменте заключается в том, что такие напитки продают под видом другой продукции в так называемых разливайках, которые находятся в жилых домах. Так, к примеру, было с «Мистером сидром», который реализовывали как пивной напиток, хотя он им не являлся.
— Для сравнения: до конца 2024 года акциз на слабый алкоголь составляет 141 рубль за 1 л безводного спирта. Тогда как сбор на пивные напитки в разы меньше — 26 рублей за 1 л, — подчеркнул эксперт. — «Разливайки» не должны получать лицензию на продажи пива и пивных напитков: власти никак не контролируют их. Фактически эти заведения предоставлены сами себе, поэтому такие подмены вида напитков стали возможными. Но власти уже начали бороться с этой проблемой.
Один из производителей слабоалкогольных напитков сказал «Известиям», что зачастую изготовители выпускают коктейли под видом «пива специального», потому что укладываются в его определение. Поэтому значимых изменений компания не ждет, отметил собеседник издания. Такое определение касается пива, у которого в составе есть плодово-ягодное сырье или вкусоароматические добавки. Но регуляторы уже выступали против этого термина, так как он может вводить потребителей в заблуждение.
Так, например, в ближайшее время чиновники запретят при регистрации называть пивными напитками ту продукцию, наименование которой подменяет ее вид. Маркировка слабоалкогольных коктейлей также поможет контролировать рынок. Павел Шапкин напомнил, что идентификация пива уже показала позитивные результаты: например, по итогам IV квартала 2023 года производство легальных напитков выросло на 11,6% по сравнению с аналогичным периодом 2022-го.
В Союзе производителей алкогольной продукции на запрос «Известий» не ответили. В Национальном союзе производителей пива и напитков также не предоставили комментариев. Редакция также направила вопросы крупнейшим производителям слабоалкогольных коктейлей в РФ — компаниям «Мильстрим», «Кахети», «Фортуна» и другим.
Сейчас незаконный оборот слабоалкогольных напитков, по экспертным оценкам, составляет не менее 9%, но он может быть в разы выше, сказали «Известиям» в Научно-исследовательском финансовом институте Минфина (НИФИ). Его представители также оценивали незаконный оборот в сегментах сбраженных напитков (например, сидра, медовухи) и коктейлей, — по отдельным категориям доля серого рынка достигает 44%.
Источник: Известия