В странах ЕАЭС продолжается формирование единого фармацевтического рынка
В этом году Российская Федерация председательствует в Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС), в котором продолжаются интеграционные процессы, в том числе и в фармацевтике. С 2015 по 2021 год в 2,5 раза выросла взаимная торговля фармпродукцией: если в 2015 году ее объем составлял 336 миллионов долларов, то по итогам 2021 года — уже 826 миллионов долларов.
Значительно выросло количество выданных регистрационных удостоверений на лекарственные препараты — в 2022 году их было выдано 1800, что на два порядка больше, чем пять лет назад. Эта динамика объективно связана с развитием фармрынка и взаимодействием стран-участниц ЕАЭС.
Самый очевидный пример — период пандемии коронавируса. За 2021-2022 годы в Казахстане, например, было произведено 7 миллионов доз российской вакцины «Спутник V», в Беларуси — 8 миллионов доз. На примере борьбы с ковидом мы сами себе доказали, что умеем принимать быстрые и эффективные решения, в том числе и со стороны регулятора. Кроме того, в тот период обострилось и укрепилось взаимодействие отрасли и с наукой, и с производством.
Позитивен и тренд на формирование кооперационных проектов в рамках ЕАЭС, положение о которых было принято недавно. Наша ассоциация активно принимала участие в его подготовке, давала свои предложения и комментарии. По таким проектам Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) компенсирует процентную ставку по кредитам. Но при этом есть условие: они должны осуществляться при участии, как минимум, трех стран. Но при производстве лекарств это сложно — препараты гораздо проще и дешевле произвести в одной стране, чем разделать производство на три территории.
У фармацевтической продукции есть важная особенность — государство контролирует цены на значительную ее часть, чтобы лекарства оставались доступными. Но именно поэтому к фармпродукции не всегда можно применять те же подходы, что и к любой другой. Меры ее поддержки должны учитывать специфику отрасли. По этому вопросу мы будем формировать свои предложения и отправлять в ЕЭК и в Минэкономразвития России.
В странах ЕАЭС продолжается формирование единого фармацевтического рынка. Например, принято решение об унификации кодов маркировки на фармпродукцию. Разные коды маркировки могут стать препятствием для оборота лекарственных средств, что для единого рынка было бы чувствительно. Особенно в чрезвычайных ситуациях, когда препараты нужно экстренно доставить из одной страны в другую.
В 2024 году должен быть полностью реализован План первоочередных мер по обеспечению стратегически значимыми лекарственными препаратами и фармакологическими субстанциями, принятый ЕЭК. Он носил рекомендательный характер и формировался в 2021 году, когда мир был совсем другим. Сейчас есть хорошая возможность, чтобы попробовать максимально синхронизировать действия регуляторов, производителей и науки. Например, по такому направлению, как развитие экспорта за пределы Союза. Важно синхронизировать планы и по развитию производств.
Взаимодействие в рамках Союза создает платформу для того, чтобы начался и рост производства инновационных препаратов. Здесь также необходима консолидация — в первую очередь производства и науки.
Но есть и более серьезные препятствия, чем нехватка у компаний свободных средств. Одна из важнейших проблем — отсутствие прогноза востребованности лекарств. Иная компания и проинвестировала бы создание инновационных препаратов, но у нее должна быть уверенность в том, какого типа лекарства для каких нозологий могут быть востребованы через 5-10-15 лет. Такой прогноз вполне можно дать, но важно договориться, по какой методике регулятор, производитель и наука будут совместно это делать. Три года назад президент России дал поручение усовершенствовать эту методику, но пока итоги отрасли не представлены.
Позитивен тренд на формирование кооперационных проектов в рамках ЕАЭС, положение о которых принято недавно
Требуется и синхронизация национальных программ по развитию фармы. Нужно проанализировать, у кого какие есть возможности для этой работы, будь то создание венчурных фондов или усиление взаимодействия между научными учреждениями.
Еще есть целый спектр конкретных проблем, например, обновление системы фармаконадзора как в России, так и на пространстве Союза. Мы считаем, что на основе цифровых технологий ее можно и нужно сделать более удобной для врачей и более понятной для пациентов. Мир живет в реалиях искусственного интеллекта и нейросетей, а наши врачи до сих пор чуть ли не карандашом заполняют бланки репортирования в Росздравнадзор о нежелательных реакциях на лекарства.
Требуется синхронизация национальных программ стран — членов ЕАЭС по развитию фармы
На приеме у врача есть всего две минуты на осмотр пациента, а все остальное время тратится на заполнение документов — и это общая проблема и врача, и пациента. И если туда еще втиснуть обязательное заполнение длинной формы по нежелательным реакциям на лекарства — время приема еще сократится, чудес не бывает. Безусловно, процесс можно автоматизировать, например, с помощью голосовых сообщений. Но это должно быть легитимно с точки зрения закона. Мы хотим организовать содержательный разговор о том, что здесь можно сделать, с минздравом, Росздравнадзором и Союзом пациентов.
Есть проблемы и во взаимодействии с западными компаниями, которые многие годы присутствуют на нашем рынке. С одной стороны, большинство из них продолжает выполнение контрактов и своих обязательств. С другой, снизились объемы клинических исследований для регистрации новых лекарств. И профильные ассоциации, и отдельные компании, и регуляторы по-прежнему за то, чтобы импортные препараты поступали на наш рынок. Но какие-то компании, очевидно, будут свою работу в нашей стране сворачивать. Какие-то, наоборот, будут выходить на российский рынок — производители из дружественных стран. Мы на это надеемся и видим усилия регуляторов, направленные на то, чтобы сохранить баланс присутствия на нашем рынке разных лекарственных препаратов. Наша ассоциация готова оказывать всяческое содействие развитию единого рынка ЕАЭС в интересах наших пациентов.
Источник: RG.ru