Ждете эксперимент по маркировке генераторов, ДВС и подшипников?

Минпромторг России предложило с 1 ноября 2025 года запустить эксперимент по маркировке “Честный Знак” средствами идентификации отдельных видов промышленной продукции.
Суть эксперимента:
- Сроки: Пилотный проект рассчитан на период с 1 ноября 2025 года по 31 августа 2026 года. 
- Добровольное участие: Ключевой аспект – участие производителей, импортеров и продавцов указанной продукции будет строго добровольным. Это снижает нагрузку на бизнес на этапе тестирования. 
- Целевая продукция: Эксперимент затронет узкий, но значимый перечень: - Дизель-генераторные установки и газопоршневые установки (критически важные источники энергоснабжения). 
- Двигатели внутреннего сгорания (сердцевина множества машин и механизмов). 
- Генераторы переменного тока (синхронные генераторы) (ключевые компоненты энергогенерации). 
- Подшипники (массовый и часто контрафактный компонент, используемый повсеместно в промышленности и транспорте). 
 
- Цель: Отработка технологий и процессов маркировки, оценка их эффективности, выявление потенциальных сложностей для бизнеса и регулятора, а также анализ экономической целесообразности введения обязательной маркировки в будущем. 
- Перспектива: Результаты эксперимента станут основой для решения Правительства РФ о целесообразности и сроках введения обязательной маркировки не только для перечисленных позиций, но и потенциально для других видов промышленного оборудования, технических устройств, их компонентов и запасных части. 
Почему это важно и какие задачи решает эксперимент?
- Борьба с контрафактом: Маркировка “Честный Знак” позволяет однозначно идентифицировать легальный товар на всех этапах оборота – от производства/импорта до конечного потребителя. Это критически важно для подшипников и двигателей, рынок которых сильно страдает от некачественных подделок. 
- Повышение качества и безопасности: Контроль за оборотом ДГУ, газопоршневых установок и генераторов напрямую связан с безопасностью их эксплуатации. Контрафакт или несертифицированные компоненты в этой сфере несут высокие риски. 
- Сбор точной статистики: Система маркировки даст регуляторам и отраслевым ассоциациям точные данные об объемах производства, импорта и продаж конкретных видов оборудования и комплектующих. 
- Прозрачность рынка: Упрощается отслеживание цепочек поставок, выявление серых схем импорта и недобросовестных участников рынка. 
- Подготовка инфраструктуры: Эксперимент позволит протестировать работу информационной системы маркировки (вероятно, на базе существующей платформы “Честный ЗНАК” или ее промышленного аналога), доработать ее под специфику промышленного сектора и оценить готовность бизнеса к интеграции. 
Экспертное мнение:
“Выбор именно этих товарных групп не случаен, – комментирует отраслевой аналитик. – Подшипники – это расходник с высоким уровнем контрафакта. Двигатели и генераторы – дорогостоящие и критически важные компоненты, где подделка или нелегальный ввоз напрямую влияют на надежность и безопасность промышленных объектов и инфраструктуры. Добровольный формат эксперимента – разумный подход. Он позволит отработать технологию без избыточного давления на бизнес, особенно на малые и средние предприятия, и собрать реальную картину затрат и выгод”.
Проект постановления сейчас проходит общественное обсуждение. Если эксперимент будет признан успешным и экономически обоснованным, ожидается, что маркировка “Честный Знак” для перечисленных, а возможно и более широкого круга промышленных товаров, станет обязательной. Это станет значимым этапом в цифровизации промышленного сектора и повышении качества и безопасности используемого в России оборудования.
С уважением к Вашему делу, Ника Виноградова
Источник: Retail.ru
