Каждый десятый производитель молока или масла в России изготавливает контрафакт
По официальной статистике, каждый десятый производитель молока или масла в России изготавливает контрафакт. Некачественные товары сомнительного происхождения — глобальная проблема, которая не только наносит ущерб экономике, но и представляет реальную угрозу жизни и здоровью граждан.
Решить проблему может помочь цифровая маркировка товаров, планируется, что она позволит до минимума сократить число сфальсифицированных продуктов, товаров и лекарств. Первые результаты уже есть: количество поддельной молочки в России после введения маркировки за год сократилось на 20 процентных пунктов. Разбираемся, что такое продовольственная безопасность и как ее обеспечивают в нашей стране.
OСНОВЫ ПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНOСТИ
Продовольственная безопасность страны стоит на трех китах: прежде всего это собственное производство достаточного количества продуктов по доступным ценам, во-вторых, это большие запасы зерновых и другого провианта на случай мировых катаклизмов и, наконец, в-третьих — контроль качества произведенных продуктов.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) еще в 2015 году называла некачественные продукты и лекарства одной из серьезнейших проблем, стоящих перед глобальным сообществом. Сегодня в мире на долю контрафакта приходится от 3 до 15% товаров в зависимости от категории.
В России для борьбы с теневым рынком сначала использовали акцизные марки и другие голографические наклейки, однако эффект от них был недостаточным. Объем контрафакта рос, и в результате было решено перейти на цифровую маркировку товаров — ее начали внедрять в 2019 году.
МАРКИРОВКА ПРОТИВ КОНТРАФАКТА
Первыми под обязательную сертификацию попали молоко и молочные продукты, лекарства, а также бутилированная питьевая и минеральная вода. В 2023 году в список добавили пиво и слабоалкогольные напитки.
Результат не заставил себя ждать. Число поддельных лекарств, по данным Минпромторга, за три года сократилось в четыре раза, фальсификата на фармрынке почти не осталось.
Заметные успехи и на рынке молочной продукции: если летом 2021 года масло или сыр подделывал каждый третий, то к середине 2022 года лишь каждый десятый был недобросовестным игроком. Это значит, что теперь только каждый десятый производитель сыра, масла и другой молочки выпускал больше товаров, чем должен был исходя из объема закупленного сырья.
В НАЧАЛЕ 2022
30% доля нарушителей при производстве масла и сыров
В ДЕКАБРЕ 2022
10% доля нарушителей при производстве масла и сыров
-20% объем фальсификата в молочке к лету 2022 года по сравнению с летом 2021 года
В Минпромторге уверены, что цифровая маркировка — самый эффективный способ избавить рынок от подделок. Это подтверждают и данные со всей страны: власти 71 региона в опросе министерства сочли цифровые коды наиболее действенным способом убрать из магазинов контрафакт. Поэтому категории продуктов, подлежащих сертификации, будут постепенно увеличивать.
В зоне особого риска — мясные и рыбные консервы, вода для детского питания, соки и сладкие газированные напитки. Здесь не только значительный процент фальсификата, но встречаются и другие нарушения. Производители пользуются тем, что граждане в большинстве случаев не могут определить подлинность состава, который заявлен на упаковке. Поэтому используют более дешевое или менее качественное сырье, а могут и добавить незаявленные ингредиенты. Всё это сокращает издержки и увеличивает прибыль компании, но сказывается на здоровье граждан.
Олег Павлов,
глава «Общественной потребительской инициативы»
ЧТО ТАКОЕ ЦИФРОВАЯ МАРКИРОВКА
При цифровой маркировке информация о каждой пачке или банке товара хранится в общей электронной базе данных, просканировать код может и производитель, и потребитель.
Благодаря коду можно проследить весь «жизненный цикл» товара — от места производства до конкретного магазина, а также проверить, соответствует ли реальности указанный на упаковке состав.
Сегодня в России действует несколько систем маркировки: ФГИС «Меркурий» от Россельхознадзора; ЕГАИС, в котором ведется учет алкоголя; и «Честный знак» Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ). Его используют для проверки как продуктов питания, так и товаров народного потребления — обуви, парфюма, шуб и табака.
В 2021 году «Меркурий» и «Честный знак» решено было интегрировать — теперь у них общая база данных.
После того как начали маркировать воду, было легализовано 180 производителей, которые до этого не отчитывались ни в один федеральный орган власти. С 1 апреля 2023 года стали маркировать пиво и напитки на его основе. Уверены, результаты не заставят себя ждать.
Центр развития перспективных технологий,
пресс-служба
СИСТЕМНАЯ РАБОТА
Цифровая маркировка — одна из составляющих системной борьбы государства с нелегальными товарами.
Второй стала уголовная ответственность за подделку цифрового кода — она действует на всех этапах цепочки. Производство, приобретение, хранение, а также перевозка для продажи и сама продажа таких товаров грозит предпринимателю тремя годами тюрьмы.
Кроме того, правоохранители регулярно выявляют подпольные заводы, а некачественную продукцию утилизируют.
В свою очередь госкомиссия по противодействию незаконному обороту промышленной продукции разбирает возникающие на практике трудности и благодаря им совершенствует механизм регулирования.
Повлиять на ситуацию может и покупатель. Обнаружив нелегальный товар, он может сообщить об этом через приложение «Честный знак» — вопросом сразу займутся компетентные органы.
Однако главным факторов остается цифровая маркировка. Как поясняют эксперты, всерьез повлиять на торговлю сомнительными продуктами можно, только максимально усложнив ей путь до покупателя, с одной стороны, и контролируя весь легальный товар — с другой.
Источник: Честный Знак