Маркировка расширяется: «Честный знак» охватит сладости, стройматериалы, спортпит, чай, кофе, игрушки и бритвы
С 1 сентября 2025 года несколько новых категорий товаров подключатся к государственной системе маркировки «Честный знак», в которой уже работают около 900 тысяч компаний. Согласно постановлениям Правительства, в систему «Честный знак» будут включены кондитерские изделия, строительные материалы, спортивное питание, игрушки, растворимые напитки, а также бритвы и лезвия. Начало маркировки будет заключаться для компаний в регистрации в системе, а позже они начнут наносить уникальные коды на свою продукцию. По словам представителей Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ), оператора государственной системы маркировки, внедрение будет происходить поэтапно, с учётом особенностей каждой отрасли.
Игрушки: контроль за безопасностью с раннего возраста
Одной из ключевых новелл станет обязательная маркировка детских игрушек. По словам президента АИДТ Антонины Цицулиной, это даст рынку шанс избавиться от контрафакта и некачественной продукции: «Для легального бизнеса — это отличный шанс расширить свое производство и укрепить свои позиции перед покупателями. Мы призываем компании подключаться к системе заранее, чтобы иметь возможность спокойно и без спешки решить все организационные и технические вопросы». Уже сегодня к системе подключились свыше 14 тысяч компаний, включая более 2 тысяч производителей и импортеров.
Реваз Юсупов, замгендиректора ЦРПТ, отмечает: «Игрушки — чувствительный рынок, и мы видим высокий уровень ответственности от участников. Поддержка оказывается на всех этапах, включая выездную помощь и консультации. Ожидаем, что внедрение маркировки повысит прозрачность, усилит защиту потребителей и создаст равные условия для добросовестных участников рынка».
Стройматериалы: ответ на 22% фальсификата и угрозу обрушений
Маркировка охватит цемент, гипс, шпаклёвки, герметики и другие стройматериалы. По данным объединения «СОЮЗЦЕМЕНТ», доля фальсификата на рынке достигает 22,1%. А по информации Нацобъединения производителей стройматериалов, который привел данные данным городского центра экспертиз, до 7% обрушений зданий связано с использованием некачественной продукции.
Более 4,5 тыс. компаний уже зарегистрировались в системе. «Пилот дал положительный результат. Мы отработали весь процесс, включая выбор оборудования. Процесс внедрения маркировки понятен и возможен. Работа с Оператором и интегратором выстроена прозрачно», — сообщил Владимир Москаленко, директор по производству «НКСС». С ним согласен и Николай Панкратов из «Первого БИТа»: «Важно, чтобы бизнес не тянул с подготовкой, тогда маркировка пройдет без сложностей».
Сладости и спортпит: контроль за составом
В кондитерской отрасли и секторе спортивного питания маркировка поможет отсечь недобросовестных производителей. В последней — по оценкам отраслевых экспертов — доля контрафакта может достигать 50%. ЦРПТ запускает бесплатные пилотные проекты, позволяющие компаниям протестировать процесс до его обязательного внедрения. После 1 сентября для подготовки к нанесению кодов на продукцию компаниям в кондитерской отрасли дается несколько месяцев. Это дополнительное время, которое наравне с проходящим в обеих отраслях до 31 августа пилотным проектом, позволит компаниям плавно внедрить систему на своих производствах.
«На примере БАДов мы видим эффект: с начала маркировки число легальных импортеров выросло в 10 раз. Спортпит ждёт похожая трансформация», — прокомментировали в ЦРПТ.
Растворимые напитки: экспертиза перед решением
Впервые в экспериментальную зону попали чай, кофе, цикорий и другие растворимые напитки. Пилот продлится до конца августа, и его результаты станут основой для дальнейшего нормативного регулирования.
По данным главы общественного совета при Роспотребнадзоре Олега Павлова, продукция в этой категории нередко не соответствует заявленному составу. «Фальсификат — это замена сырья, скрытые компоненты и превышение допустимых уровней», — говорит он. После пилотного проекта — с 1 сентября — компании начнут в обязательном режиме регистрироваться в системе маркировки «Честный знак». На это бизнесу будет выделено несколько месяцев, после которых начнется обязательное нанесение уникальных кодов на продукцию.
Бритвы и гигиена: маркировка входит в личное пространство
Под действие новых требований также попадут бритвы и сменные лезвия. ЦРПТ подчеркивает: все решения сопровождаются отраслевыми пилотами, а регистрация в системе откроется с 1 сентября. Переходный период позволит бизнесу адаптироваться без сбоев. «Мы круглосуточно находимся на связи с бизнесом и готовы поддерживать участников на всех этапах маркировки от бесплатного пилотного проекта до введения обязательных требований», — сообщили в ЦРПТ.
На данный момент обязательная маркировка введена в 27 товарных группах, еще в 13 проводятся пилотные проекты. Система «Честный знак» интегрирована с 25 государственными ведомствами. За время маркировки на рынке появилось 173 новых производителя растительного масла, рынок воды расширился на 40,9%. Фальсификат молочной продукции снизился с 30% в 2022 году до 0,01%, а продажи просроченной «молочки» упали в 40 раз после начала разрешительного режима работы касс в магазинах. Всего с 1 апреля кассы не смогли продать более одного миллиарда потенциально небезопасных товаров в разных отраслях. Дополнительный фискальный эффект для государства, возникший благодаря обелению экономики, на сегодняшний день составляет 1,2 трлн рублей.