Новые этапы маркировки с 1 октября: стройматериалы, спортивное питание, косметика и другие товары

Все новости, Честный Знак

В системе «Честный знак» стартуют новые этапы маркировки товарных групп. Участники рынков стройматериалов, спортивного питания и косметики начинают наносить на продукцию цифровые коды. Разрешительный режим на кассах распространится на икру, безалкогольное пиво и средства технической реабилитации. Для товаров для дома стартует добровольный эксперимент по маркировке.

С 1 октября в системе маркировки «Честный знак» вступают в силу новые этапы сразу для нескольких групп товаров. Производители и импортеры стройматериалов в потребительской упаковке, спортивного питания, косметики и зубной пасты начинают наносить на продукцию цифровые коды. Этому этапу предшествовала обязательная регистрация участников рынка. На сегодняшний день в системе «Честный знак» зарегистрировались уже почти 940 тысяч компаний, и их число продолжает расти.

Также с 1 октября стартовал добровольный бесплатный эксперимент по маркировке товаров для дома — посуды, средств для уборки, предметов интерьера и декора. Он продлится до 31 августа 2026 года и позволит отрасли протестировать работу с системой и нанесение маркировки на разные типы упаковки. Участие полностью добровольное, коды маркировки и оборудование предоставляются безвозмездно.

Параллельно расширяется действие разрешительного режима на кассах: при продаже икры, безалкогольного пива и технических средств реабилитации будут обязательно проверяться коды маркировки. Таким образом, разрешительный режим охватывает уже 21 товарную категорию, а кассы заблокировали более 2,5 млрд единиц продукции с нарушениями.

Маркировка стройматериалов: отрасль готова к старту

Обязательное нанесение кодов маркировки с 1 октября распространяется на строительные материалы в потребительской упаковке весом до 300 кг — цемент, сухие строительные смеси и гипс. К началу действия новых правил в системе зарегистрировались 8365 компаний строительной отрасли, включая 807 производителей и 626 импортеров, которые заранее промаркировали уже более 27 миллионов товаров.

По оценке НИУ ВШЭ, обеление рынка строительных материалов благодаря маркировке способно принести государству до 77,3 млрд рублей в год. Но выгода очевидна не только для бюджета: добросовестные участники отрасли получат конкурентное преимущество. Ранее до 20% цемента и сухих смесей в потребительской упаковке находилось в нелегальном обороте.

Евгения Потылицына, директор по маркетингу компании «Седрус», комментирует старт маркировки: «Маркировка продукции ТМ „Основит“ кодами „Честный знак“ значимый инструмент, подтверждающий высокое качество нашей продукции. Мы подготовились не только технически, но и оценили преимущества прослеживаемости в товаропроводящей сети. Для „Седрус“ это, прежде всего, возможность точнее оценивать дистрибуцию и усилить контроль за логистикой и складскими остатками у дистрибуторов».

Питание спортсменов под защитой маркировки

С 1 октября в России становится обязательным нанесение кодов маркировки на всю пищевую продукцию для спортсменов — как произведенную в стране, так и импортируемую. Главная задача новой меры — гарантировать легальность и безопасность спортивного питания, которое потребляют профессиональные атлеты и любители спорта.

Необходимость регулирования отрасли подтверждают данные исследований. По оценке НИУ ВШЭ, доля нелегального оборота в сегменте спортпита достигает 23%, причём значительная часть таких товаров продаётся онлайн. Проверки Роскачества показали, что лишь 10% продукции на маркетплейсах имеют необходимые документы. Маркировка позволит вывести из оборота контрафакт и смеси с недостоверным составом.

На текущий момент в системе «Честный знак» уже зарегистрированы 94 производителя и 17 импортеров спортивного питания. Более 34,5 тысячи упаковок промаркированы заблаговременно, до запуска обязательной маркировки.

Александр Жестков, исполнительный директор Союза производителей БАД к пище: «Маркировка спортивного питания логичное продолжение государственной политики по наведению порядка в сфере товаров для здоровья и wellness. Это укрепит доверие ко всей индустрии и обеспечит защиту потребителей, которые вправе рассчитывать на гарантии качества. Цифровая маркировка не просто обязанность, а новый уровень прозрачности и цивилизованного бизнеса».

Маркировка косметики и бытовой химии: 55 млн единиц продукции уже в обороте

С 1 октября цифровые коды «Честного знака» наносятся на зубные пасты, ополаскиватели для рта, кремы для лица и рук, губные помады, блески и другие средства ухода. В системе уже зарегистрировано более 50 тысяч участников рынка косметики и бытовой химии, среди них 6,7 тыс. производителей и 4,8 тыс. импортеров. Бизнес заранее подготовился: 55 млн единиц продукции были введены в оборот ещё до старта обязательных требований.

Варвара Михайлова, руководитель управления товаров народного потребления ЦРПТ: «Мы благодарим участников отрасли за активную позицию и подготовку к внедрению. Ни в одной из „волн“ маркировок мы не видели такого большого количества досрочно промаркированных товаров».

Успешный опыт работы с системой «Честный знак» уже имеют многие производители и торговые сети.

Ольга Евсеева, директор департамента организационного развития и проектного управления «ТАБЕР ТРЕЙД» (сеть «Подружка»): «Выражаем признательность „Честному знаку“ за высокую компетентность и системную поддержку в процессе внедрения маркировки. Благодаря эффективному взаимодействию и своевременным консультациям специалистов мы формируем устойчивые бизнес-процессы для работы с промаркированной продукцией. Считаем данное сотрудничество важным вкладом в развитие прозрачного рынка».

Руководитель отдела технического регулирования и лидер проекта «Честный знак» в SPLAT Global Надежда Гуськова: «Для SPLAT маркировка — это не просто соблюдение законодательных требований, а важный элемент корпоративной культуры. Мы видим в ней возможность подтвердить приверженность прозрачности, качеству и открытости перед каждым покупателем. Компания SPLAT Global подошла к третьей волне маркировки косметики с полной готовностью, для нас это стало не неожиданностью, а логичным продолжением уже выстроенной и отлаженной работы. Благодаря успешным запускам маркировки в мае и июле, а также чёткой внутренней подготовке, нам удалось подготовиться к новому этапу».

Стартовал эксперимент по маркировке товаров для дома

С 1 октября в России начался добровольный эксперимент по маркировке товаров для дома. В него входят посуда, изделия для уборки, предметы интерьера и декора. Он продлится до 31 августа 2026 года. Причина запуска — высокий уровень нелегальной продукции: по данным НИУ ВШЭ, доля контрафакта в этом сегменте достигает 26%.

Эксперимент позволит компаниям протестировать маркировку на различных типах упаковки, технологические и логистические процессы работы с маркировкой и взаимодействие с системой «Честный знак». Участие добровольное, коды маркировки и оборудование будут предоставляться бесплатно.

Участие в эксперименте уже подтвердили многие производители и импортеры. Среди них — «Вольгинский завод литьевых пластмасс». На предприятии считают эксперимент важным инструментом в борьбе с копиями и серой продукцией.

«Мы понимаем важность эксперимента маркировки товаров для дома. За последние несколько лет нами было вложено много сил и средств в модернизацию и развитие производства — только путем увеличения производственных мощностей, но и разработкой и выводом на рынок новых изделий. Однако, некоторые недобросовестные конкуренты копируют наши изделия, в том числе и защищенные патентами, в результате на рынок попадает продукт сомнительного качества, вводя тем самым потребителей в заблуждение и бросая тень на репутацию нашего завода. Введение обязательной маркировки позволит отсечь такие полулегальные производства и обеспечит прозрачную схему прослеживаемости наших товаров — как для нас самих, так и для конечных потребителей», — отметил заместитель генерального директора «Вольгинского завода литьевых пластмасс» Олег Бузорин.

С этапами внедрения маркировки на разные товары можно ознакомиться на сайте
«Честного знака».

Подписывайтесь на наш Telegram

Поделиться:

Добавить комментарий