Рынок моторных масел обелился на 16% еще до старта обязательной маркировки
С 1 сентября начинается новый этап маркировки моторных масел. Производители и импортеры начнут наносить коды на моторные масла, специальные смазочные материалы, тормозные жидкости, антифризы и антиобледенители, а также передавать данные в систему о нанесении кода и вводе продукции в оборот.
По данным НИУ ВШЭ, на рынке моторных масел ранее присутствовало 746 производителей. На сегодняшний день в системе маркировки зарегистрировано 862 компании, что уже превышает статистику на 16%. Это означает, что рынок стал прозрачнее и 116 производителей вышли из «тени».
«Отрасль показывает высокую степень готовности к новому этапу. Так, еще до 1 сентября производители и импортеры выпустили 33 млн кодов маркировки, а также промаркировали почти 31 млн единиц автомобильных жидкостей. Потребители уже могут встретить маркированную продукцию на полках магазинов и проверять ее через приложение Честный ЗНАК», — заявил руководитель управления промышленными товарами ЦРПТ Тигран Аветисян.
Компания «СК Энмув Рус», официальный поставщик моторных масел бренда ZIC на российский рынок, подключилась к процессу заблаговременно:
«Мы отладили все ключевые процессы. Уже пройдена регистрация в системе, организовано нанесение кодов на производстве в Южной Корее, автоматизирован учёт и подача отчетности. На складах завершается маркировка остатков. Внедрение системы «Честный знак» делает рынок моторных масел прозрачнее и честнее: фиксируется каждый этап движения товара, что защищает бренды от подделок и создает равные условия для добросовестных участников», — прокомментировал Им Тэхон, Генеральный директор «СК Энмув Рус».
К новому этапу готовятся и производители. Компания «МСМ групп» одной из первых поддержала маркировку и внедрила систему на свой завод по производству антифризов и технических жидкостей:
«Эксперимент и тестирование технологии маркировки мы начали в декабре 2024 года и на текущий момент процесс полностью отлажен — вся наша продукция имеет цифровые идентификаторы, гарантирующие её подлинность и прослеживаемость на всех этапах товародвижения. Хотя система в рамках наших товарных групп работает относительно недавно, мы уже видим ее ключевые преимущества. Так, потребители получают надежный инструмент проверки происхождения и качества продукции, а мы, как производитель, укрепляем защиту бренда от подделок. Также маркировка формирует прозрачную и достоверную цепочку поставок и в перспективе мы сможем получать аналитику, которая поможет лучше понимать рынок и реальные потребности наших потребителей. Мы уверены, что маркировка — это важный шаг к цифровизации бизнеса и повышению доверия на рынке», — заявили в пресс-службе компании.
Один из лидеров на рынке смазочных материалов — научно-производственная компания «ВМПАВТО» — успешно настроила работу с системой маркировки и готова к новому этапу. Деятельность компании также затрагивает сегмент косметики и бытовой химии, поэтому процесс маркировки был во многом знаком:
«Внедрение было успешно реализовано при поддержке интегратора «Первый Бит» — специалисты помогли автоматизировать процессы и оперативно решить ключевые вопросы. Благодаря ним процесс маркировки стал более понятным и удобным. Отметим, что маркировка открывает для компании новые возможности: она помогает надежно защитить продукцию от подделок, подтверждает ее оригинальность, а в будущем станет инструментом для системного отслеживания цен у дилеров. Для рынка моторных масел и бытовой химии этот шаг особенно важен, так как позволяет укрепить доверие клиентов, сохранить конкурентное преимущество, а также повышать эффективность бизнеса и уровень доверия к бренду. Компания планирует расширять использование «Честного знака» и в строительно-бытовом направлении, что обеспечит еще большую прозрачность и контроль качества», — прокомментировал руководитель отдела автоматизации бизнес-процессов Василий Адушкин.
Система «Честный знак» доказала свою эффективность в качестве инструмента обеления рынков: это подтверждает опыт маркировки в других товарных группах, где система уже внедрена. Так, из «тени» вышли 557 производителей воды, 479 производителей безалкогольных напитков, 173 производителя растительных масел и 93 производителя икры. Ранее эти компании не были видны государству, не платили налоги и находились в «серой» зоне. На рынке БАД число легальных импортеров выросло почти в 11 раз, а производителей — почти в 3 раза.