«Честный ЗНАК» получит право на выездные проверки

Минпромторг ужесточает контроль: производителям маркированных товаров придется доказывать существование своего производства.
В борьбе с нелегальным оборотом товаров Минпромторг России предлагает серьезно ужесточить правила для производителей. Новый законопроект, размещенный на портале проектов нормативных актов, расширяет перечень оснований для отказа в выдаче кодов маркировки “Честный Знак”.
Ключевое нововведение — оператор «Честного ЗНАКа» получит право проверять, существует ли производство на самом деле, а не только на бумаге.
Инициатива затрагивает целый ряд товарных групп: обувь, товары легкой промышленности, духи и туалетную воду, шины и биологически активные добавки (БАДы). Цель — закрыть популярную среди недобросовестных импортеров схему, когда ввезенный без уплаты пошлин товар «легализуется» под видом продукции отечественного производителя.
Декларативный характер как лазейка для нелегалов
Как пояснили в Минпромторге, текущая система носит во многом декларативный характер. Для регистрации в качестве производителя и получения кодов маркировки не требуется специальных разрешений или проверок. Этим пользуются фирмы-однодневки, которые, не имея ни цехов, ни оборудования, заявляют себя производителями и массово получают коды для легализации контрафактного или незадекларированного импорта.
«Ряд недобросовестных участников рынка легализуют нелегально ввозимую на территорию Российской Федерации продукцию под видом российского производства», — констатируют в министерстве. Это наносит двойной удар: по бюджету (недополученные налоги и таможенные платежи) и по добросовестному бизнесу, который не может конкурировать с демпинговыми ценами «псевдопроизводителей».
Как будет работать новая система проверок?
Проект постановления наделяет оператора системы маркировки — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ) — новыми полномочиями по проведению мониторинга.
Проверка может проходить двумя способами:
Дистанционно, путем анализа документации.
С выездом на место фактического производства.
В рамках выездной проверки инспекторы будут оценивать:
Наличие реального производства: стоит ли на площадке необходимое оборудование для выпуска заявленной продукции?
Наличие персонала: есть ли на месте работники, непосредственно занятые в производственном процессе?
Наличие складских запасов: хранится ли на складе готовая продукция, произведенная этой компанией?
Соответствие документов: совпадают ли юридическое название и адрес, указанные в уведомлении о начале деятельности, с фактическими?
Анализ разрешительных документов: проверка соответствия данных во всех документах, используемых при вводе товаров в оборот.
Последствия для недобросовестных «производителей»
Процедура будет запускаться после мониторинга, выявившего признаки отсутствия производства. Оператор направит производителю уведомление о возможном визите. У компании будет 5 рабочих дней, чтобы дать официальное согласие на проверку или предоставить документы, опровергающие сомнения.
Основания для отказа в выдаче кодов маркировки станут следующими:
Производитель проигнорировал уведомление или отказался от визита проверяющих.
Оператор вынес решение об отсутствии реального производства по результатам мониторинга.
Обнаружено несоответствие между заявленным способом ввода товаров в оборот и данными в системе.
Для защиты интересов добросовестного бизнеса в проекте документа предусмотрена возможность обжалования решений оператора.
Этот шаг свидетельствует о новом этапе в развитии системы маркировки в России: этап внедрения и охвата товарных групп завершается, а на первый план выходит этап «зачистки тылов» и повышения качества данных в системе, чтобы сделать ее по-настоящему эффективным инструментом в борьбе с теневой экономикой.
С уважением к Вашему делу, Ника Виноградова
Источник: Retail.ru