83 производителя уже выразили готовность тестировать маркировку мясной продукции
Пилотный проект по маркировке мясной продукции и полуфабрикатов стартовал в России 24 ноября — Постановление Правительства размещено на официальном портале нормативно-правовых актов. В нем уже изъявили желание принять участие 83 компании — свыше 80% рынка, 25 производителей — еще до старта эксперимента.
Среди них такие крупные игроки, как холдинг «Аби», «Бурятмяспром» и другие производители, а также фермерский сектор, например, КФХ Тоноян — у фермерского хозяйства уже был опыт работы с маркировкой в части мясных консерв.
Пилот, во время которого можно протестировать нанесение цифрового кода на различные виды упаковки, включая гибкую и пластиковую тару, а также картонные короба, позволит бизнесу заранее адаптировать производственные процессы и получить ответы на все возникшие вопросы.
Екатерина Лучкина, директор Ассоциации «Объединение мясопереработчиков», также подтверждает важность подготовительного этапа: «Ключевая задача для производителей — отработать технологические процессы и подобрать наилучшие решения. Это возможность избежать проблем с отгрузкой продукции и принять непосредственное участие в формировании будущих стандартов».
Эксперимент согласно Постановлению разделен на два этапа с разной продолжительностью.
Первый этап (до 28 февраля 2026 года): маркировка готовых мясных продуктов в потребительской упаковке. В эту категорию входят мясные рулеты, карбонад, паштеты, холодец, а также все колбасные изделия: сосиски, сардельки, колбасы и ветчина. 83 компании, совокупная доля которых на рынке составляет более 80%, сообщили о заинтересованности в участии в этом этапе.
Второй этап (до 31 августа 2026 года): маркировка полуфабрикатов и замороженной продукции. Это более широкая категория, включающая мясо, птицу и субпродукты, замороженные рыбу, овощи, фрукты, ягоды, а также такие сложные готовые продукты, как пельмени, вареники и блинчики с начинкой. О готовности принять участие во втором этапе сообщили уже 37 производителей. В течение ближайшего времени ожидается рост количества желающих подключиться к эксперименту.
«Для потребителей маркировка это, в первую очередь, гарантия качества и безопасности. Заявления о резком скачке цен — необоснованные спекуляции, что подтверждается опытом маркировки более чем в 30 отраслях. Согласно данным Института госуправления ВШЭ, влияние на розничную цену составит всего 0,42% — для конечного потребителя этот показатель останется незамеченным», — заявил Олег Павлов, председатель «Общественной потребительской инициативы».
Опыт внедрения в других категориях подтверждает: влияние на цену является однократным и, по данным Минфина России, не превышает 1%. При этом ожидаемый экономический эффект от очистки рынка значителен: дополнительные доходы федерального бюджета оцениваются Институтом госуправления ВШЭ в 34 млрд рублей, а для легального бизнеса — в 78 млрд рублей за 6 лет.
