9 из 10 жалоб обоснованы: мнение эксперта “Честного ЗНАКа”

Честный Знак
фото Ники Виноградовой для АСП Ньюс
фото Ники Виноградовой для АСП Ньюс

На площадке Московской Торгово-промышленной палаты замгендиректора Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Реваз Юсупов представил системный анализ борьбы с нелегальным оборотом товаров на маркетплейсах.

Выступление Реваза Юсупова обозначило ключевые тенденции и грядущие изменения в регулировании цифровой торговли, которые коренным образом изменят ответственность платформ.

Текущая ситуация: масштабы нарушений и проблемные категории

Как подчеркнул Юсупов, все товары, входящие в 33 обязательные к маркировке товарные группы, должны маркироваться независимо от канала сбыта. Несмотря на это, маркетплейсы остаются зоной повышенного риска. За девять месяцев 2025 года система маркировки «Честный ЗНАК» зафиксировала свыше 50 миллионов случаев нарушений на этих площадках. Несмотря на то, что этот показатель на 30% ниже, чем за аналогичный период 2024 года, он продолжает оставаться значительным. Наиболее проблемными с точки зрения легальности остаются категории биологически активных добавок (БАДов), обуви и парфюмерии.

Грядущий перелом: закон о платформенной экономике и новая ответственность

Принципиальные изменения на рынке произойдут 1 октября 2026 года с вступлением в силу закона «О платформенной экономике». Этот нормативный акт возложит прямую ответственность за легальность товаров, представленных на витрине, на сами маркетплейсы. Технически это будет реализовано через интеграцию с системой маркировки: платформа не сможет разместить карточку товара, если продавец не зарегистрирован в системе или не указал корректный код маркировки.

Важным инструментом для покупателей станет специальная отметка о легальности, которая будет размещаться на каждой карточке товара. Этот визуальный индикатор будет сигнализировать о том, что продавец прошел проверку, а информация о товаре присутствует в официальной системе.

Механизмы взаимодействия: работа ЦРПТ с платформами и пользователями

ЦРПТ уже ведет активную работу по подготовке маркетплейсов к ужесточению регулирования. Заключены соглашения со всеми ключевыми игроками рынка, включая Wildberries, Ozon, Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет, AliExpress и другие. В рамках этого взаимодействия налажена система обработки обращений граждан.

Особую эффективность демонстрирует механизм передачи жалоб от пользователей мобильного приложения «Честный ЗНАК» напрямую маркетплейсам. Статистика подтверждает высокую обоснованность таких обращений: 90% жалоб на подделку, по словам Юсупова, являются доказанным нарушением. Это свидетельствует о высоком уровне гражданской сознательности и эффективности обратной связи.

Озвученные меры – это переход в скором будущем к новой парадигме регулирования цифровой торговли, где основная ответственность за чистоту витрины переносится с отдельных продавцов на операторов маркетплейсов. Это заставит платформы внедрять более жесткие системы предварительного контроля контрагентов и товаров. Совместная работа регулятора, бизнеса и потребителей формирует комплексный подход к вытеснению с рынка нелегальной продукции, что в конечном итоге будет способствовать повышению доверия к онлайн-торговле и защите прав добросовестных участников рынка.

С уважением к Вашему делу, Ника Виноградова

Источник: Сrptbreaking

Поделиться:

Добавить комментарий