К системе маркировки имеют доступ 16 органов власти, а теперь будет он открыт и для бизнеса
В правительстве РФ решили внедрить риск-ориентированный подход в работу системы маркировки товаров, раскрыв предпринимателям доступ об их потенциальных нарушениях — от недостатков процессов сертификации продукции до продаж просрочки.
Сейчас эти данные доступны только ведомствам-контролерам. Предполагается, что инструмент снизит административную нагрузку на добросовестных предпринимателей, поскольку позволит им корректировать бизнес-процессы.
«Это работает как предупреждающие знаки на дорогах о стоящих впереди камерах: бизнес знает, что совершил нарушение, исправляет его до прихода надзорных органов и больше не допускает»,— объясняет суть изменений директор по контрольно-надзорной деятельности ЦРПТ Антон Гущанский.
Речь идет о таких нарушениях, как повторные продажи товаров одним или разными участниками оборота, продажи просроченных товаров, а также о нарушениях в части сертификации или декларирования соответствия продукции (всего более 20 видов отклонений).
В июле 2022 года ЦРПТ уже провел эксперимент, предоставив данные о возможных нарушениях 63 компаниям. В результате число отклонений от требований к обороту товаров у них снизилось на 50–99%.
«Были оперативно обнаружены и исправлены фактические нарушения нормативных требований, выявлены недобросовестные контрагенты и несовершенство бизнес-процессов, а также решены технические проблемы на стороне бизнеса»,— сообщают в ЦРПТ.
«С введением маркировки нагрузка на бизнес немного возросла. Отсутствие систем автоматизации у участников рынка увеличивает нагрузку на линейный персонал, поэтому важной задачей является своевременная цифровизация процессов»,— отметила член комитета по автоматизации решений для прослеживаемости движения товаров и денежных средств «Деловой России» Александра Голубева. Руководитель компании «Программы для бизнеса» Илья Росинский считает, что проблема не столько в самом портале «Честный знак», сколько в длинной цепочке электронного документооборота. Впрочем, одной из наиболее острых проблем остается арбитраж на рынке. «Часть конкурентов как работали всерую, так и работают, разницы никакой»,— подчеркивает Александра Голубева.
Источник: Коммерсантъ