Антон Алиханов принял участие в заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике
Москва, 19 ноября. – Министр промышленности и торговли Российской Федерации Антон Алиханов выступил на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике, посвященному подготовке национальных проектов в сфере промышленности.
Заседание открыл Председатель Комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов.
Министр промышленности и торговли сообщил, что на сегодняшний день паспорта национальных проектов, которые находятся в зоне ответственности Минпромторга, уже заведены в электронный бюджет. Исключением является национальный проект по Биоэкономике, который будет представлен на утверждение до апреля с учетом финансирования в рамках весенней корректировки бюджета.
Безусловно, какие-то точечные донастройки по нашим нац.проектам возможны. Но, в целом, общие параметры, которые будем предлагать на рассмотрение Президента, уже понятны. На 5 нац.проектов, затрагивающих развитие 10 отраслей обрабатывающей промышленности до 2030 года, суммарно запланировано 2,9 трлн. рублей, в том числе в ближайшую трехлетку – 1 166 млрд руб. Часть этих средств «погружена» в общепромышленную госпрограмму, поскольку в реализации нац.проектов активно задействованы общесистемные меры поддержки,
– рассказал Антон Алиханов.
Глава Минпромторга России также доложил о целях каждого национального проекта. По словам Антона Алиханова, проект «Промышленное обеспечение транспортной мобильности» требует наибольших затрат, так как его реализация позволит обеспечить транспортные потребности регионов и наращивание пассажиро- и грузопотока в стране.
Кроме того, в сфере авиастроения планируется завершить испытания, сертифицировать и поставить в серию 6 моделей импортозамещенных самолетов и 4 модели вертолетов. Для этого сейчас расширяются мощности финишеров и предприятий в кооперационных цепочках, в которые включены свыше 90 поставщиков.
Задачи по обновлению и развитию собственного морского и речного флота сопряжены с планами освоения Севморпути, прилегающих регионов Арктики и Дальнего Востока, а также увеличением перевозок на внутренних водных путях. За 6 лет отрасль должна передать более 1000 судов различного назначения, из них строительство около 640 предусмотрено в нац.проекте. Для этого нам потребуется расшить возможности по строительству крупнотоннажных судов ледового класса и в целом повысить производительность верфей, которые работают по гражданским заказам во всех акваториях нашей страны. В технологической части, отрасли предстоит перейти на отечественное судовое оборудование. Мы над этим уже работаем последние несколько лет, и в ближайшие 2 года уже те работы, которые мы поставили по НИОКРам в предыдущие годы, будут выходить на серию – это узлы, агрегаты и системы, которые раньше у нас не выпускались,
– добавил Министр промышленности и торговли Российской Федерации.
Говоря о сфере железнодорожного транспорта, Антон Алиханов отметил, что сейчас в стране ведутся дополнительные разработки, строятся производственные площадки, и в 2028 году должны начаться поставки первых составов для магистрали Москва-Петербург. Всего к моменту завершения нац.проекта нужно вывести на сеть 43 таких пассажирских поезда, а дальнейшее производство будет зависеть от планов развития железнодорожной инфраструктуры.
В автомобильном транспорте необходимо обеспечить защиту наших производителей от давления импорта в легковых сегментах. Особенно это касается сегментов «В» и «В+» – традиционных сегментов «АвтоВАЗа», где у нас есть собственные модели . Будем это делать через регуляторные и таможенно-тарифные меры. Вы все знаете, что был проиндексирован значительно утилизационный сбор – еще один этап повышения произойдет с 1 января, и дальше на шестилетку уже принято решение Правительством. Это, на наш вгляд, создает существенные возможности для автопрома – «АвтоВАЗ» покажет лучшие результаты за последние 15 лет. Больше 520 тысяч автомобилей они планируют произвести в этом году – это далеко не предел,
– отметил глава Минпромторга.
Он также подчеркнул, что в рамках национального проекта «Новые материалы и химия» планируется восполнить пробелы, которые существуют в химическом комплексе, в сфере биотехнологий, композитной отрасли и в металлургии.
Совокупно по этим отраслям нам предстоит дополнить 55 критических технологических цепочек, что существенно снизит зависимость от импорта. Мы запланировали создание по всей стране около 170 производств и центров компетенций по новым материалам и химии, объединяющих усилия науки, инжиниринга и бизнеса. И особое внимание в отдельном уделяем созданию полного цикла производства по редким и редкоземельным металлам,
– подчеркнул Министр.
Такие проекты запланированы на территории Урала, Сибири и Дальнего Востока. Их успешное освоение имеет большое значение для экономики, энергообеспечения и транспортной доступности удаленных районов.
Антон Алиханов также отметил национальный проект «Средства производства и автоматизации». Его главными задачами являются разработка серийный выпуск свыше 607 новых видов высокотехнологичного оборудования, производство более 26 специализированных образцов, а также формирование конкурентоспособной отрасли промышленных роботов, способной произвести к 2030 году до 40 тысяч роботом ежегодно. Кроме того, национальный проект подразумевает обеспечение металлургии самым современным литейным и термическим оборудованием.
В итоге мы хотим выйти на 60-процентную долю российской станкоинструментальной продукции на внутреннем рынке. <…> Одновременно поставили задачу Станкину обеспечить сшивку отраслевой науки с задачами производственного сектора. И вместе с региональными вузами подготовить и привлечь в отрасль около 50 тыс. специалистов с высшим и средним профессиональным образованием. Коллеги уже приступили к этой работе, мы тоже активно в нее включены,
– рассказал Министр.
Минпромторг около года проводит работу в направлении беспилотных авиасистем. В условиях закрытого неба были подготовлены и оснащены системами связи, навигации и наблюдения 6 районов полетов, и подобрано еще 6 площадок. Также при взаимодействии с Министерством науки и высшего образования Российской Федерации было организовано обучение 20 тысяч операторов БПЛА. Ведомство поддерживает производителей в расширении серийного производства всех необходимых комплектующих.
Антон Алиханов отдельно выделил национальный проект «Международная кооперация и экспорт». Он сообщил, что в его обновленной версии были актуализированы существующие механизмы и предусмотрен ряд новых мер. В основном они касаются создания новой промышленной и транспортной инфраструктуры отечественных крупных игроков за рубежом.
В совокупности все направления работы течение 6 лет должны обеспечить вклад в достижение общесистемных целей, поставленных Президентом Российской Федерации. Речь идет про снижение доли импорта в ВВП до 17%, а также 40-процентый рост индекса промышленного производства в обрабатывающей промышленности.