Международный форум MALLPIC SOCHI 5.0: ключевые тренды рынка недвижимости и ритейла
С 15 по 18 мая в Сочи проводился Международный форум-выставка MALLPIC SOCHI 5.0, посвященный коммерческой недвижимости, ритейлу и электронной коммерции. В первый день статс-секретарь – заместитель Министра промышленности и торговли Российской Федерации Роман Чекушов принял участие в «Открывающей сессии лидеров рынка» и в круглом столе «Диалог маркетплейсов и ТЦ», где рассказал о дальнейшем развитии торговой отрасли страны.
По оценкам Романа Чекушова доля онлайн-ритейла в России может вырасти до 35% в ближайшие 2–3 года (сейчас — около 15%).
«На мой взгляд, борьбы между онлайном и офлайном нет. Потребители уже привыкли пользоваться двумя форматами в соответствие со своими задачами. А вот наша задача – это сделать так, чтобы товар, который продается на этих площадках, соответствовал всем требованиям закона. На это направлено соответствующее регуляторное воздействие. Мы дали свои предложения в законопроект, процедура его принятия сейчас идет»,
— отметил Роман Чекушов.
Он также рассказал, что торговые центры трансформируются в многофункциональные пространства:
«Люди приходят не только покупать товары, но и за развлечениями — кино, спорт, досуг для детей. Ритейлеры учатся монетизировать эти запросы, в том числе через продвижение российских брендов. Кроме того, на площадке Торговых центров теперь располагаются бытовые услуги, находятся МФЦ. То есть сегодня это такое место притяжения различных групп населения».
Статс-секретарь – замминистра обратил внимание и на обратный тренд: онлайн-игроки сегодня активно инвестируют в офлайн-активы, что подтверждает взаимопроникновение форматов.
Президент «Союза торговых центров: Россия, Беларусь, Казахстан», основатель международной выставки MALLPIC SOCHI, управляющий директор корпорации «Остров Первый» Булат Шакиров заявил, что из 8 тыс. российских ТЦ 10% будут закрыты или перестроены в многофункциональные комплексы.
«Старые центры не отвечают запросам посетителей. Будущее — за пространствами с акцентом на развлечения, спорт, термы и досуг»,
— отметил он.
Булат Шакиров привел данные по онлайн-ритейлу:
«за четыре года обороты выросли с 2,7 млрд до 11,7 трлн рублей».
«Через три года на MALLPIC мы подведем итоги: сколько ТЦ останется и как они изменятся»,
— резюмировал он.
Участники заседания также рассказали о развитии сегментов коммерческой недвижимости.
Управляющий партнер компании RRG Денис Колокольников отметил, что Москва сохраняет рост посещаемости ТЦ благодаря акценту на досуг. Шесть трендов рынка включают редевелопмент, интеграцию в МФК, технологизацию и ESG-стандарты.
Генеральный директор консалтинговой компании Nhood Россия Мария Кочйигит отметила:
«трафик в ТЦ за пять лет упал на 25%, а средний чек — на 6%. Драйверы роста — детские развлечения (+15%) и гибридные форматы, такие как шоурумы и автосалоны на парковках».
Главный вывод форума: будущее торговых центров — в создании мультифункциональных пространств, где шопинг уступает место эмоциям.
«Посетитель ищет не вещи, а впечатления. Кто это поймёт — останется в игре»,
— заключила Мария Кочйигит.