В Москве можно увидеть портрет девочки, который сравнивали с “Джокондой”. Его написал выходец из русской северной деревни – Российская газета

Общество

В Москве, во Всероссийском музее декоративного искусства, открылась выставка работ художника Ивана Селиванова. Он писал свои картины в советское время, но вышли они из глубинной Руси. Той, которой больше нет и вспомнить о ней нечего – так ведь было постановлено после революции…

Да и сам Селиванов, родившийся в бедной крестьянской семье в Поморье в 1907-м году, как гриб-боровик укоренился в образе русского крестьянина. Стрижка “под скобку”, борода, подпоясанная рубаха, сапоги – другой обуви Иван Егорович не признавал – поморский диалект в речи. Селиванов оставил нам не только свои картины, но и дневники, письма. А в них – доброта и покой.

 

Например, пейзаж “Моя родина, мой дом” художник сопровождает такими словами: “Люблю тебя, русская земля, после тьмы ночной, когда восходит солнце. Все дышит, все смеется, в глаза заглядывает. Радуется твое сердце, пляшет душа. Какая ты хорошая, Российская земля, Родина моя!”

В 17 лет он вышел нищим парнем из Архангельской губернии на юг в поисках пропитания и работы. Трудился на крупных стройках времен индустриализации и дошел до Сибири, где в итоге и осел. Здесь работал. Здесь написал свои самые известные картины.

При этом говорил так: “Я – мужик, который пишет картины промежду хозяйственных делов”.

Вот так, “промежду хозяйственных делов” Селиванов впечатлил другого советского художника Роберта Фалька. Тот, увидев ранние работы Селиванова, произнес: “Берегите!” А селивановский “Портрет девочки” критики сравнивали с “Джокондой” Леонардо да Винчи.

– Его работы на первый взгляд кажутся грубыми, но на самом деле, хранят черты первородного, глубоко национального восприятия мира. Селиванов – выразитель народных чаяний, смелый, искренний художник с богатым воображением. Его портреты и пейзажи невольно отсылают нас к суровой и скупой резьбе Русского Севера, его живой разговорный язык напоминает духовные стихи конца XIX – начала XX века, – отмечают во Всероссийском музее декоративного искусства.

a1 1 390

Портрет девочки, написанный Иваном Селивановым. Фото: Всероссийский музей декоративного искусства

Селиванов, выйдя на поиски свой судьбы с Русского Севера, собрал многое и научился многому. И тут не скажешь, что жизнь заставила. Заставлять – это по принуждению. А он дошел до всего сам. Овладел навыками живописи, стал лауреатом выставок, его работы показывали за рубежом и включили во “Всемирную энциклопедию наивного искусства” в 1984-м году.

При том, что в ставшем родном Кузбассе об Иване Селиванове по-настоящему узнали только в 1986-м, после статьи Владимира Долматова в “Советской России”. Он застал две свои персональные выставки, где появлялся в сапогах. Ведь это была лучшая обувка.

a2 4 6d2

Иван Селиванов на выставке. Конечно, в сапогах.

К тому времени Иван Егорович жил в Инском доме-интернате близ Кемерово. Там написал и свои последние картины: “Автопортрет” и “Портрет матери”.

 

Это Юрий Аксенов, преподаватель Московского заочного народного университета искусств, предложил Селиванову сделать такие работы. Маму Иван Егорович последний раз видел за полвека до этого. Но сохранил в памяти и показал на картине лицо истинной северянки из деревни Васильевской Шенкурского уезда Архангельской губернии. Светлые глаза, светлые пышные волосы, собранные в пучок. Вот так просто. Свято. Вечно.

Иван Селиванов, которого не стало в 1988-м, успел не только изобразить, но и сказать важное: “Человек живет до тех пор, пока радуется жизни”.

Вот и выставка, которая продлится до 22 октября, называется “И была жизнь”.

Источник: Российская газета

Поделиться:

Добавить комментарий