Минстрой: 87,8% россиян обеспечены качественной питьевой водой – Российская газета
Территории для благоустройства сейчас выбираются всероссийским голосованием жителей. В этом году в нем приняли участие 14 млн человек. Люди какого возраста более активны и как удается учесть мнения всех проголосовавших – ведь голосуют и подростки с 14 лет, и пенсионеры?
Алексей Ересько: Как правило, все жители муниципальных образований ставятся в известность о том, что тот или иной объект выставляется на голосование. На мой взгляд, важнее даже не процент проголосовавший молодежи, а количество молодёжи, которое помогли людям преклонного возраста принять участие в голосовании и сделать свой выбор.
Количество волонтёров за последние 2 года увеличилось в разы. Если два года назад у нас принимали участие только 32 тыс волонтеров, то уже спустя два года это 93тыс. И эта молодёжь до 25 лет. Результат нашей работы – это отзывы жителей о том, что они действительно могут отдыхать на благоустроенных участках семьями, там интересно и пенсионерам, и спортивной молодежи.
Когда будут благоустроены территории, выбранные в нынешнем году?
Алексей Ересько: Выбранные в этом году объекты будут благоустроены в следующем году. Такая тенденция продолжается с момента начала работы программы. Люди сегодня определяют, смотрят объект, а в следующем году получают долгожданный результат.
На обновление коммунальной инфраструктуры уйдет 10 лет. Фото: Reuters
Сколько территорий благоустроено с 2017 года, когда была запущена программа формирования комфортной городской среды?
Алексей Ересько: Это просто колоссальное количество – более 104 тыс. Это действительно значимое количество. Посещая различные достаточно мелкие населенные пункты, я обязательно посещаю объекты, которые были благоустроены в рамках программы. Не могу не отметить, что большинство из них действительно востребованы.
Видите ли вы какие-то новые тренды в благоустройстве? Новые типы территорий, архитектурных форм, материалов и пр?
Алексей Ересько: Ещё буквально 6-7 лет назад многие урбанисты не знали такого термина, как “кортен” ( устойчивая к атмосферной коррозии сталь -ред.). Но в 2018 году этот материал получил широкое распространения, из него сделано очень много известных объектов в стране. Урбанисты и люди, которые занимаются благоустройством, увидели, насколько это интересный материал.
В то же время хочу заметить, что первой ласточкой, которая дала развитие движению новых видов объектов, – это качели на площади Маяковского в Москве. Затем появлялось много разных спортивных объектов в парковых зонах. Сейчас мы наблюдаем тенденцию – развитие благоустройства набережной. При чем часто речь идет о больших протяжённостях. Эти объекты делятся на этапы. По итогам первых двух лет с начала эксплуатации объекта, муниципальные, региональные власти уже видят, как должен развиваться следующий этап. Этот проект выносят на согласование, и часто люди его поддерживают. Вот таким примером может служить набережная в Магадане, следующий этап которой победил в конкурсе на Дальнем Востоке. Я уверен, что магаданцы получат прекрасный объект, который будет более востребован, чем сейчас.
Часто ли бывает, что в реальности благоустроенная территорий оказывается не такой, как в первоначальном плане? Насколько компетентны проектировщики, архитекторы, строители, которые занимаются благоустройством? Нужно ли тут что-то усовершенствовать?
Алексей Ересько: К сожалению, мы отмечаем такие факты. Но всегда очень внимательно отслеживаем их и обращаем внимание на несоответствие проекта муниципальной власти, так и проектировщикам. Людей ни в коем случае нельзя дезинформировать и обманывать. Если люди ожидали одно, а получили другое, то мы считаем, что эффект не достигнут.
Почти половина сетей водоотведения в России уже сейчас требует замены. При этом каждый год они стареют на 2%, процесс нужно как минимум остановить
Здесь очень важна грамотная работа проектировщика, предварительная проработка материала с жителями муниципальных образований. Правильно поставленная задача облегчает ее исполнение.
Насколько компетентны проектировщики, архитекторы, строители, которые занимаются благоустройством? Нужно ли тут что-то усовершенствовать?
Алексей Ересько: Мы в этом году, когда определяли победителя, отметили такой очень важную тенденцию: экспертам становится очень тяжело выбирать лучшего. Выбирать сильнейших из слабых легко, а вот выбирать сильнейших из сильных очень тяжело. В этом году даже те субъекты, которые раньше не блистали хорошими заявками на конкурс, в этом году выдали достаточно качественный продукт. Мы понимаем, что у регионах уже выстраивается правильный подход с привлечением профессиональных команд, которые в итоге делают действительно красивые объекты.
Я уверен, что скоро мы будем получать многочисленные положительные отзывы от пользователей этих красот.
На сколько лет хватает проведенного благоустройства?
Алексей Ересько: Здесь очень важный момент. Долгая жизнь объекта зависит, на мой взгляд, от трех факторов. Во-первых, это качества проекта. Он должен, безусловно, учитывать и природную и климатические особенности региона. Во-вторых, это качество исполнения объекта. Должны быть применены качественные материалы и современные технологии производства работ. В-третьих, качественная эксплуатация.
Если даже первые два фактора выдержанны идеально, но при отсутствии достойной эксплуатации объект долго жить не будет.
Может, вы сможете назвать примерное время допустимой эксплуатации?
Алексей Ересько: Ограничений по сроку нет. Зависит эксплуатация. Как правило, есть гарантийный срок на определённые изделия. Он, как правило, составляет 2-3 года. Но нельзя ставить такой срок для всего объекта. На любой новый автомобиль действует гарантийный срок два года, но не все через два года автомобиль меняют. Многие продолжают на нем ездить 5-10-15 лет в зависимости от того, насколько вам нравится автомобиль. То же самое с любым объектом в устройства. Если за ним качественно следить, ухаживать, обслуживать, он может служить долго. И это зависит от трёх факторов, но и от востребованности его среди людей.
Минстрой также отвечает за федеральный проект “Чистая вода”. За 4,5 года с момента запуска проекта было запущено и реконструировано 824 объекта водоснабжения.
Сколько человек это затронуло?
Алексей Ересько: Это второй по значимости проект после программы формирования комфортной городской среды. У нас большая страна, и несмотря на то, что она обладает самым большим водными ресурсами, у нас есть субъекты, в которых население недостаточно обеспечено качественной питьевой водой. До конца 2024 года мы должны 88,8% населения обеспечить качественной питьевой водой, а процент городах должен быть более 93%. В этом году у нас 87,8% обеспечены качественной питьевой водой. Безусловно, этот проект очень влияет на миграционные процессы. Люди хотят жить в комфорте, но комфорт в квартире это, прежде всего, хорошие коммунальные услуги. Одна из основных услуг коммунальных – это обеспечение качественной питьевой воды.
Зачастую проблемы с водой связаны с тем, что очень изношены системы водопровода. Вода загрязняется либо происходят существенные утечки из сетей. Как идет модернизация коммунальных сетей? Насколько помогает в этом инфраструктурное меню? Есть ли какие-то еще планы по ускорению замены сетей? Сколько нужно денег, чтобы заменить все изношенное?
Алексей Ересько: Дело в том, что коммунальная инфраструктура с одной стороны – простая вещь, но с другой – сложная система. Да, вот вы правильно как то так вроде бы плавно, но достаточно резко перешли от программы “Чистая вода” к программе модернизации коммунальной инфраструктуры. Наша самая главная задача – это предоставление качественных коммунальных услуг, но есть подавать ее в старые трубы да, то эффект можно не достичь.
Инфраструктурные меню на сегодняшний момент – это основной финансовый инструмент, позволяющий модернизировать коммунальную инфраструктуру. Кроме замены сетей здесь, предусмотрены работы по замене площадных объектов насосных станций, модернизации котельных, пунктов теплоснабжения. Это программа с широкими инструментами.
В некоторых городах эта программа позволяет провести масштабные работы по реконструкции системы водоотведения. Коллектор можно отреконструировать в рамках программы модернизации коммунальной инфраструктуры. Насосные станции – за счёт средств Фонда национального благосостояния, а провести реконструкцию очистных сооружений – за счёт средств инфраструктурного бюджетного кредита. Такой комплексный подход позволяет достичь максимального результата.
Сколько нужно денег, чтобы заменить все изношенное?
Алексей Ересько: В стране у нас более 900 тыс. км сетей, из которых порядка 400 тыс. – это сети, которые уже сейчас требует замены. При этом каждый код сети стареют на 2%. Безусловно, нужно, как минимум, остановить процесс старения. Как максимум, его замедлить для того, чтобы процесс обновления шёл быстрее, чем процесс старения. По предварительным подсчетам, речь идет о порядка 4,5 триллионов рублей. Но нам эти деньги нужны не сегодня, ведь даже реализовать такой объём финансовых средств в течение короткого времени нереально. Мы предполагаем, что эта программа должна быть реализована в течение 10 лет. Мы уже сформировали комплексный план модернизации коммунальной инфраструктуры как раз примерно на такую сумму.
Два года назад была запущена система фиксирования аварий и инцидентов в ЖКХ. Что показывают накопленные данные – в какой сфере больше всего проблем (отопление, водоснабжение, электроэнергия и пр)? Есть ли положительные тенденции?
Алексей Ересько: Мониторинг коммунальных аварий в жилищных коммунального хозяйства – это система, в которой все субъекты вносят все инциденты и аварии, которые происходят на территориях. Сейчас регионы стали больше доверять этой системе, и не боятся инциденты.
Если раньше мы фиксировали малое количество инцидентов, то за последний год мы отмечаем, что в системе количество крупных аварий снижается, а количество инцидентов растёт. Большую аварию скрыть невозможно, поэтому вносили только их, а инциденты – нет, ведь это можно легко отремонтировать.
Но когда мы формировали программу модернизации коммунальной инфраструктуры, то отталкивались от сформированной базы. Мы направляли информацию в субъекты с предложением включить трубопроводы, которые часто надо ремонтировать, в программу модернизации коммунальной инфраструктуры. Вот здесь как раз те субъекты, которые недобросовестно вносили, информацию системы, поняли свои ошибки. Поэтому сейчас эта информация уже выносится более качественно, и мы получаем объективную картину состояние сетей. Это позволяет подсказывать субъектам, на что им в первую очередь следует обратить внимание.
В сфере капремонта наибольшие вопросы – с домами-памятниками архитектуры. Взносов жителей на то, чтобы помимо ремонта, оплатить еще и необходимую для этого экспертизу, не хватает. Да и работы тут зачастую нужны не типовые, а “штучные”. Недавно был принят закон, который должен упростить ремонт домов – объектов культурного наследия. В чем основные новшества? Будет ли контроль за работами в таких домах?
Алексей Ересько: Очень многие региональные операторы капитального ремонта испытывали эти проблемы. Выполнять работы в рамках обычных расценок капитального ремонта и тех видов, которые подходят под категорию “капитальный ремонт”, просто не представляется возможным. Полно примеров, когда объектом охраны, например, является лестница или перила с балясинами, но нужно проект разрабатывать на весь дом и проходить всю процедуру реставрации. Это очень дорого. Зачастую реализовать эти работы не представлялось возможным, теперь это будет разделено.
Что, на ваш взгляд, нужно усовершенствовать в сфере управления многоквартирными домами?
Алексей Ересько: На мой взгляд, очень важно организовать правильный и своевременный обмен информацией для жителей. Стоит оптимизировать систему проведения общих собраний собственников, потому что очень много решений принимается благодаря этому инструменту. Мы уже фиксируем большое количество желающих иметь во дворе зарядки для электрокаров, нужно оптимизировать подходы к устройству электрозарядных станций. Сейчас ее нельзя установить без общего собрания собственников жилья. Ну хорошо, если это дом, где 10-15 квартир, А если 400 квартир? Их не собрать. Поэтому, наверное, вот в этой части тоже нужно подумать над изменениями.