Тур на плато Путорана: стоит ли проводить лето за Полярным кругом – Российская газета

Общество

“Добро пожаловать в Красноярский край!” – при беглом взгляде на радостную СМС от сотового оператора показалось, что меня приветствуют курорты Краснодарского края. Разница в пару букв, но аскетичный пейзаж за окном только что севшего в Норильске самолета ничем краснодарских красот не напоминает: трава, мох, бесчисленное количество озер, мрачные низкие облака. По дороге в город скучноватый вид разбавляют паутины трубопроводов и дымящие трубы, разноцветные, но потрепанные ветрами и морозами многоэтажки.

Красочный фасад дома в Норильске

В центре Норильска много красочных фасадов. Фото: Игорь Дунаевский/РГ

Сам Норильск в центральной части выглядит свежее, но разглядывать его нашей группе из пяти человек некогда. Спешим на причал Валёк, грузим снаряжение и продукты в лодки и – прощай, цивилизация! Ведь на плато нет практически ничего из того, чем привык пользоваться каждый день. Нет даже сотовой связи. Знакомились мы с плато в 12-дневном туре на байдарках. Подробно описывать всю хронологию путешествия вряд ли имеет смысл, поэтому лучше расскажу, чего ждать тем, кто решит провести свое лето в этом суровом краю за Полярным кругом.

Плюсы

Загар и купание. Радости пляжного отдыха в царстве вечной мерзлоты? А почему бы и да! Правда, хотя и лето, погода здесь может изрядно чудить. В середине июля в верховьях плато выпадал снег, ниже щедро поливали дожди, а температура едва поднималась до 10 градусов. Но конец месяца выдался солнечным. А когда на плато Путорана летом светит солнце, припекает оно не слабее, чем в Сочи. Плюс за счет бесконечного светового дня делает это дольше. Столбик на термометре подползал к 30-градусной отметке. Итог: за четыре выпавших на нашу долю солнечных дня открытые участки кожи покрылись вполне достойным загаром. Другой вопрос, что позагорать сколь-нибудь длительное время в плавках или купальнике на плато – испытание для сильных духом. Но об этом отдельно.

Камни нагреты, парильный шатер установлен, озеро-купель – прямо у входа. Фото: Игорь Дунаевский/РГ

Лето короткое – июль да август, поэтому вечная мерзлота оттаивает неглубоко. Вода холодная (около 10 градусов), и пока шли дожди, казалось, что плескаться в местных озерах смогут разве что моржи. Но в середине похода наш инструктор Антон побаловал нас сюрпризом. Пара часов увлекательной возни с крупными камнями и вуаля – баня-каменка готова! Попариться и на несколько секунд с разбега окунуться в заполярную воду – непередаваемое блаженство. Освежиться в озере вполне можно и после трудного треккинга под палящим солнцем. Такие водные процедуры хоть и непродолжительны, но по богатству ощущений не уступают томным заплывам в теплых морях.

Зато часами плавать на байдарке в безветренную погоду по глади воды – одно удовольствие. Царящий кругом покой нарушали разве что периодически выпрыгивавшие из чистейших озер рыбы, приглашавшие закинуть удочку, но клевавшие не слишком охотно. Для любителей чего-то подинамичнее – сплав из озера Собачье в озеро Глубокое. Переполненная талой водой и вышедшая из берегов река Муксун могучими перекатами несет среди макушек затопленных деревьев.

Байдарка на одном из путоранских озер

Плавать на байдарке в безветренную погоду по глади путоранских озер – одно удовольствие. Фото: Игорь Дунаевский/РГ

Уникальные пейзажи. Автор видел очень много разных гор на разных континентах, от пиков Анд до вулканов на Камчатке. Но облик “столовых” гор плато Путорана, у которых вместо вершин – плоскость, совершенно особенный. Примерно 252 миллиона лет назад застывшие лавовые поля после извержения супервулкана вздыбили поверхность на полтора километра, позже реки постепенно прорезали в этом панцире многочисленные каньоны.

Из долин любуешься на ступенчатые склоны, украшенные рисунками из вертикальных и горизонтальных полос снега, ручьями и каскадами водопадов. Изумрудного цвета реки впадают в озера, зеркальная гладь которых удваивает глубину пейзажа, а туманы порой нагоняют загадочности.

Вид с плато Путорана на окрестности

Забраться на плато Путорана стоит хотя бы для того, чтобы убедиться – оно и правда плоское. Ведь из долины кажется, что вокруг просто горы. Фото: Игорь Дунаевский/РГ

Забраться на плато стоит хотя бы для того, чтобы воскликнуть: “И все-таки оно плоское!”. Ведь из долины кажется, что вокруг просто горы. Такой выход у нас в середине поездки. Дорога наверх под палящим солнцем заняла пять часов. Последние шаги уже не сколько вперед, сколько наверх, и вот мы на плато. Перед глазами до самого горизонта – безжизненная и плоская пустыня из камней. Сущий постапокалипсис. За спиной – головокружительный вид на долины и озера, очертания которых теряются в дымке. Над головой – застывшее небо.

И, конечно, одна из главных местных достопримечательностей – водопады. Прелесть местного июля в том, что огромное количество стекающей по склонам талой воды переполняет горные реки, заставляет их бурлить будто от кипения и работает турбонаддувом для водопадов, обрушивающих свои потоки с оглушительным шумом. Нигде в нашей стране их нет столько, как на плато Путорана. Тут и самый высокий водопад в России – Тальниковый, и самый полноводный – Большой Курейский. Осмотр за раз самых-самых путоранских водопадов – удел вертолетных экскурсий. Но при таком количестве воды любой из безымянных водопадов способен впечатлить своей силищей даже искушенного путешественника.

Водопады на плато Путорана в июле и августе: сравнение

А так выглядит разница между июлем и августом на примере одного водопада. Фото: Игорь Дунаевский/РГ

Полярный день. В сочетании с меланхоличным пейзажем бесконечный день создает тягучее ощущение безвременья. Для путешествий по плато это удобно. Не надо сломя голову грести или прыгать по камням, переживая, что темнота застигнет на сплаве или склоне. Кроме того, туристу в разумных рамках не обязательно даже перестраиваться с другого часового пояса. Но без маски для сна выспаться вряд ли получится. Это достопримечательность именно июля – в августе на Путорану возвращается ночь, а в сентябре уже и северным сиянием можно полюбоваться.

Уединение. Если вас раздражают толпы туристов и вы хотите побыть в одиночестве – плато Путорана ждет вас! Из норильской группы озер относительно освоено людьми разве что озеро Лама – там есть и базы отдыха, и частные дачи, и разные времянки-стоянки. В дальних уголках озера Собачье, откуда стартовал наш маршрут, можно по несколько дней не видеть не только людей, но даже и признаков их существования на этой планете. Даже самолетов в небе не летало. Ближе к концу мы переместились в акваторию озера Глубокое, где пару раз в день можно увидеть вдалеке рыбацкий катер или вертолет. Во время многочасовых пеших маршрутов или водных переходов абсолютную тишину разрежает разве что мерное постукивание треккинговых палок о камни или плеск весел об воду, да трели вездесущих комаров. Чашка чая на берегу озера после трудного дня настраивает на философский лад и мысли о вечном.

2t8rzs5o 059

Гость на плато Путорана остается один на один с его природой – горами, лесами, цветами, реками, озерами. Фото: Игорь Дунаевский/РГ

Информационный детокс. Сотовой связи на плато Путорана нет, как говорится, от слова совсем. Связаться с внешним миром можно только по спутниковому телефону, да и тот местами может уйти в отказ. Поэтому с тревожными новостями на время поездки можно попрощаться, а смартфон перевести в авиарежим и использовать его только для съемки видео и фото. Поначалу в такой изоляции было непривычно, но поток впечатлений быстро заставляет об этом забыть. Когда, наконец, спустя 12 дней катер везет нас назад, то кажется, что сейчас появится связь и узнаешь, как много всего произошло за это время. И вот на индикаторе смартфона появляются первые “палочки”, в мессенджеры и почту лавиной врывается весь поток информации за эти дни. Новостей вроде бы много, но вдруг понимаешь, что ничего такого уж важного для твоей жизни, оказывается, не пропустил. А ведь в обычном ритме кажется, что несколько часов без смартфона – уже много.

Минусы

Труднодоступность. Добираться до плато Путорана неблизко даже из самого Норильска (еще можно из Игарки, Курейки, Туруханска), а непредсказуемая даже летом погода и шторма на озерах запросто могут сдвинуть на день-два как заброску, так и выброску. Восемь часов тряски по волнам в небольшой лодке под моросившим дождем будто сразу настраивали нас на то, что легкой прогулки впереди ждать не стоит.

А еще путь на плато недешев. Ценник заброски к путоранским озерам из Норильска идет на десятки и сотни тысяч рублей в зависимости от комфорта и скорости средства доставки (аэролодка, катер или вертолет), что практически исключает эконом-вариант поездки.

Труднопроходимость. Совсем уж новичков пешего туризма в нашей группе не было, но по завершении тура мнение было единым: треккинг такой дикости и сложности, как на плато Путорана – еще поискать. В неосвоенных закоулках озера Собачье пешие прогулки во всей полноте раскрывают максиму про то, что турист должен страдать. Если маршрут хотя бы примерно не разведан заранее, все трудности смело можно умножать на два.

Туристы поднимаются на плато Путорана

После буреломов каменистое устье ручья показалось эскалатором на плато. Фото: Игорь Дунаевский/РГ

Наш первый серьезный выход – как раз такой. Разведка маршрута из долины к находящемуся на плато 76-метровому водопаду под названием Принцесса, куда обычно летают вертолетом. Троп нет как класса. Участков, где можно просто идти вперед, тоже практически нет. Хоть тут и заполярье, а лиственные деревья в долинах иногда растут с плотностью джунглей. Ноги тонут во мху и ягеле, переступают через завалы из камней и бурелома, через броды и ручьи. Руки без конца разгребают растительность, норовящую влупить пощечину потревожившим ее гостям, цепляющую одежду и рюкзаки. Местами заросли такой плотности, что с трудом продираешься метров на пять в минуту. Периодически рельеф круто уходит вверх фирменными путоранскими ступеньками из камней метров по 10-20 высотой.

После нескольких часов преодоления зеленых преград склоны поманили нас вверх по каменистому устью ручья, казавшемуся эскалатором на плато. Выше 500-600 метров растительность практически пропадает, но от того не легче. Под ногами либо сыпуха (каменная осыпь), либо непредсказуемый курумник – ковры из острых “живых” камней всех размеров, предательски уходящих из-под ног в самый неподходящий момент. Каждый шаг – эксперимент. Без хороших треккинговых ботинок и резиновых сапог делать на плато нечего. Еще в уме надо держать ручьи – иначе израсходованные запасы воды приходится пополнять из останков снега на склонах.

polochka 1 d1e

Награда за мучительный подъем – ночевка с захватывающим видом. Фото: Игорь Дунаевский/РГ

Угол подъема неуклонно рос, вынудив нашего инструктора пробрасывать веревку для страховки. Шагаешь уже не только ногами, но и руками. И все равно плато к своей драгоценной Принцессе не пустило: мы уперлись в практически отвесную стену. Увы, безверевочных выходов на плато не так уж много.

Взгляд на GPS-треккер – за девять часов мы с таким трудом прошли всего около 4-5 километров. Здесь высота гор всего около километра или небольшой километраж на карте до заветного водопада не должны вводить в заблуждение.

Дело шло к ночи, на спуск сил не оставалось, поэтому пришлось разбивать лагерь и ночевать на “полочке” – небольшом, но относительно горизонтальном выступе на склоне. Утешительным призом стал завораживающий трехмерный вид. Ночевка – эксклюзивнее некуда. Пока мы спали, налетели ветер и дождь, которые не простили небрежностей при установке палатки, разбудив нас мокрыми по пояс от протечки. Вообще быть мокрым, будь то от дождей, от воды в озере или от пота, приходилось нередко. Спуск по скользкому склону опять не обошелся без игры в альпинистов с веревками. В такие момент почему-то вспоминалось, что в случае неприятностей помощи извне даже при хорошем раскладе тут ждать много часов, а при плохом – дней.

relef 6 46f

В долинах пешего туриста ждут густой лес и реки. Фото: Игорь Дунаевский/РГ

Единственное за почти две недели подобие тропинки на пути к водопаду нам попалось лишь под конец, на более освоенном людьми озере Глубоком. Какое, оказывается, счастье – просто шагать вперед.

Комары. За вычетом пейзажей это, пожалуй, самое острое впечатление от плато Путорана. В памятке по сборам честно предупреждали, что в июле комаров много и советовали запасаться репеллентами. Но слово “много” никоим образом не могло подготовить к реалиям плато. В Африке царь зверей – это лев, а на плато Путорана – это комар. Редкие следы и рога в лесу намекают, что тут водятся медведи и олени, но встретиться с ними не довелось. А вот комарами пропитана каждая секунда пребывания на плато.

Их так много, что они, кажется, обладают свойствами газа: например, мгновенно занимают любой предоставленный им объем, просачиваются в любую цель в одежде или на мгновение приподнятый накомарник на голове. Накомарник, кстати, обязателен.

Комары вездесущи. На каждой новой стоянке нам поначалу казалось, что их, наконец, стало меньше. Но затем вокруг каждого из нас формировалась персональная и неотрывно следующая за ним эскадрилья. В болотистом лесу в сырую погоду их было чудовищно много. Попытка убежать от них на плато, где, казалось бы, безжизненная каменная пустыня, тоже не увенчалась успехом. Они преследовали нас тысячами. Ближе к концу июля к ним стали присоединяться гудящие слепни и мелкие мошки. От многочасового писка и гудения в полной тишине иногда звереешь.

Комары на плато Путорана

Слово “много” никоим образом не может подготовить к тому, сколько комаров жаждут вашей крови на плато Путорана. Фото: Игорь Дунаевский/РГ

Местное утро начинается с умывания самым ядерным репеллентом, а вечер завершается битвой с комарами в палатке, десятки которых успевают залететь сколь бы быстро бедолга-турист ни пытался в нее запрыгнуть.

Репелленты помогают в том смысле, что комары не садятся на кожу, но это не спасает ни от тех кровосовов, которые случайно на всем ходу залетают в глаза, рот или нос (особенно на вдохе), ни от тех, что лавиной сыпятся в тарелки и кружки. Поэтому много времени приходится проводить в плотной одежде и москитной сетке на голове, отчего со временем возникает непреодолимое желание все сбросить и хоть немного подышать кожей. Но расход репеллента при такой воздушной ванне зашкаливает. Именно поэтому позагорать на плато Путорана всем телом получится далеко не всегда и не у каждого.

Комары облепили палатку на плато Путорана

Фото: Игорь Дунаевский/РГ

Даже к дыму от костра комары были равнодушны. Немного утихомиривал их ветер, но он за время нашей поездки поднимался нечасто. Передохнуть от комаров удавалось разве что во время переходов на байдарках по воде, где они немного, но отставали.

Особенно комары любят фотографироваться – стоит поднять руку с камерой или смартфоном, как ее окутает облачко кровососов. Поэтому делать любой снимок лучше по 3-4 раза, иначе высок шанс получить кадр с комарами, позирующими на фоне великолепного пейзажа.

Все это, видимо, плата за то, что в июле на плато Путорана – самая комфортная по местным меркам погода в году.

Ехать или нет?

Честно скажу, любоваться красотами плато Путорана оказалось куда труднее, чем представлялось. Оно охотно показывало нам свой характер с самых разных сторон, усложняя и без того непростой походный быт. Несмотря на это, лично я о поездке ни на мгновение не пожалел. Но второй раз бы в июльский комариный ад не вернулся – предпочел бы поехать в сентябре, когда туристический сезон на плато заканчивается, начинает выпадать снег, зато гнуса практически нет. Лучше таскать более теплую и тяжелую одежду, чем вести бесконечную борьбу с ордой кровососов.

Рыбалка на озерах плато Путорана на закате

Если кого и можно встретить на озерах плато Путорана – то это рыбаков. Фото: Игорь Дунаевский/РГ

Есть, конечно, менее интенсивные и погружающие, но более комфортные варианты путешествий на плато, в том числе в домиках на более освоенном озере Лама или вовсе на вертолетах. В разные годы может больше повезти с погодой или комарами. Но гарантий на этот счет никто не даст, поэтому отдых на плато Путорана, как и само оно – красив, суров, требователен и порой непредсказуем.

Резюмируя, отпуск не для массового туриста. Но тем, кто остановит свой выбор на этом уголке, затерянном в предместьях Арктики, он щедро подарит совершенно неповторимые и незабываемые воспоминания. А еще возможность эмоционально перезагрузиться и узнать самого себя с новой стороны. Всем этим спустя время так приятно будет делиться с близкими и друзьями где-нибудь на южных пляжах.

 

Справка “РГ”

Бюджет поездки на плато Путорана

  • Билеты Москва-Норильск-Москва: 42 тысячи рублей;
  • Тур по плато Путорана (с заброской) на 7-12 дней: от 70 до 200 тысяч рублей;
  • Гостиница в Норильске: 5-7 тысяч рублей в сутки;
  • Такси из аэропорта до Норильска: 1,5 тысячи рублей.

Источник: Российская газета

Поделиться:

Добавить комментарий