Как стать IT-специалистом? – Мнение студента, экс-студентки и эксперта

Новости IT
Фото АСП Ньюс
Фото АСП Ньюс

Сегодня многие люди мечтают стать IT-специалистами. Чем привлекает эта отрасль, очевидно. А вот с чего начать? Этот вопрос я задала как новичкам в ИТ сфере, так и специалисту с многолетним успешным опытом работы, который нашел работу за ноль минут.

Три интервью, которые смогут Вам быть полезными для принятия собственного решения. Стоит ли свою жизнь связывать с программами, компьютерами и прочим?

Михаил Гартвих, начальник отдела разработки в АО “АСП”, 29 лет, г. Краснодар, образование КУбГУ (Факультет компьютерных технологий и прикладной математики). Бакалавр и магистр.

Михаил Гартвих. Фото для АСП Ньюс
Михаил Гартвих. Фото для АСП Ньюс

“В совете директоров я отвечаю за состояние наших интеграционных продуктов: что работает, что будет работать в будущем, что починили, что сломали”.

Миша, спасибо, что согласился дать интервью. Мой первый вопрос: в каком возрасте ты решил стать айтишником?

Я учился в профильном математическом лицее. Так получилось, что информатику нам преподавал учитель из универа и от бога. Она и заинтересовала.

Итогом стало то, что я сдал ЕГЭ по информатике на 94 (или 96) баллов почти полностью знаниям, которые дали в школе (два раза к репетитору ходил, чтобы подтянуть один вопрос). И то, это я сам дурак, мог и на 100 баллов сдать. Но айтишником я не планировал становиться. Просто пошел дальше учиться тому, что умел лучше всего.

Как отнеслись родители к твоему выбору профессии? Что советовали?

-В политех на строительство вроде бы направляли. Я, кстати, до сих пор думаю, что это довольно интересный альтернативный путь. Мог бы быть, хотя ни о чем не жалею.

У тебя есть профильное образование? Как ты считаешь, айтишнику оно нужно?

-Да, у меня есть профильное образование: КУБГУ на факультете ФПМ (Кафедра информационных технологий). Я считаю, что это объективно лучшее место в Краснодаре для обучения программированию. Кстати, моя сестра тоже его оканчивала. И мужа там встретила будущего.

Однако я не считаю, что корочка «айтишнику» нужна. Может быть, только на первых порах, чтоб HR не сразу скипал резюме на HH. Если ты обладаешь достаточной силой воли и усердием, необходимый для работы пакет знаний можно получить не за четыре, а за полгода, а дальше прокачиваться в процессе работы. Есть мнение, что курсы, универ и прочие источники готовой, структурированной и пережеванной информации, которую под час излишне тебе вливают в голову насильно – это путь лентяя.

Миша, знаешь, очень часто так бывает, когда ты учишься, сдаешь все экзамены, зачеты и вроде все отлично, а приходишь на работу и тебе говорят: “Забудь всему, что учили в ВУЗе”. У тебя так было?

-Слышал про такое. В любом случае, академические знания и практические навыки – это сильно разные вещи. Сколько нужно прочесть книг про плавание, чтоб быстрее всех проплыть 50 метров? Я же (даже стыдно перед первым работодателем) на первой работе 90% времени учился, но не забывая того, что было в вузе. Это помогало.

Легко ли было найти работу по специальности? Расскажи, сколько времени был в поиске и какие у тебя были критерии при выборе места. И вообще, были ли какие-то свои требования, пожелания или нет. Главное, чтобы вообще куда-то взяли?

-Примерно 0 минут и искал работу. В универ пришли какие-то люди. Говорят «Мы Портал-Юг». Мы учим и на работу берем, го к нам. Ничего что студент».

Друг говорит: «Го?»

А я отвечаю: «Ну го».

Ну и мы после универа стали ходить на их курсы. Там нас учили 1С, если коротко. Потом был экзамен. Кто его сдал, был принят на работу. В моем случае на полставки с минимальным окладом.

Так я продолжил учиться на работе, параллельно обучаясь в университете, попутно зарабатывая на кино и вино. Жизнь удалась, а денег для неё много и не надо.

Спустя время стало не интересно, и я устроился в “АСП”, куда меня притянул тот же друг. И вот я тут.

Что было для тебя важным при получении работы? Зарплата, коллектив, статус компании и т.д?

– С начала опыт, знания. Потом интересные задачи. (Под задачами имеется ввиду не только написание кода). Остальное тоже важно, но не так.

Сейчас у тебя подрастает сынок. Как ты думаешь, кем он станет в будущем? Хотел бы, чтобы он пошел по твоим стопам?

-Пусть свой путь ищет, а я буду помогать по возможности. Если его путь совпадет с моим – ну ладно, хотя есть пути и интересней.

Например. Какие?

-Не знаю. Добиться больших успехов, как мне кажется, можно в любой сфере: искусство, музыка, переработка мусора, IT, строительство, политика, торговля, медицина. (Может он продолжит семейное дело). Да мало ли чем можно заниматься.

Тем более никто не знает, что будет через 10 лет. А ребенку через десять лет будет только тринадцать. В-общем, думаю, что рановато думать о том, будет ли он, к примеру, программистом.

Миша, поправь меня, если я ошибаюсь. Но мне кажется, что профессия айтишника – это постоянное обучение. В мире все так быстро меняется. Выходят новые обновления, программы и прочее. То, что было актуально 5 лет назад, уже сейчас все модернизировано. Откуда ты берешь новую информацию, чтобы быть первым и, так сказать, быть на волне?

-В 1С чуть попроще. Если брать Веб разработку, там каждый год появляется что-то новое. Я в-общем то не могу сказать, что я первый и на волне. Чаще отталкиваюсь в поисках информации от конкретной задачи. Хотя если случайно найду какую-то интересную статью, обязательно кину себе в закладки и потом на досуге изучу. В-общем ответ на вопрос «откуда берешь информацию» – интернет и все что с ним связано. Тут никаких открытий и откровений.

В чем заключаются главные сложности в айти отрасли? То, что не видно молодым “зеленым”, которые полагают, что айтишник – это человек, который работает с ноутбуком в бассейне и получает много денег?

– Пожалуй, главная сложность – понять, что работать с ноутбуком в бассейне – это не самая хорошая идея.

Какие должны быть качества в человеке, навыки, способности, чтобы он стал айтишником “нарасхват” т.е. чтобы он был востребован у работодателя?

– Пожалуй, это желание вникать, разбираться, думать. Желание действительно понимать, как работает то, что ты используешь. И понимать, зачем ты это делаешь. Наверное, всё. Вникать и разбираться, думать, копать. Долбить один и тот же вопрос, пока не придет  ощущение, что ты действительно понял, что происходит, и теперь можешь этим управлять, сделать лучше. Хотя я не придумал профессию, где это было бы не важно.

Еще полезно уметь разделять большую задачу на маленькие.

Буду признательна, если дашь совет. С чего начать тем, кто, возможно, сейчас читает это интервью и задумывается о том, чтобы получить профессию айти.

  1. Подумай, что тебе интересно.
  2. Начни с чего-то максимально простого. Прямо сейчас.
  3. Усложняй задачу.
  4. Если решишь, что это не твое, вернись к пункту №1. У тебя еще куча времени на новую попытку.

Только если решишь покупать какие-то курсы «Тестировщик с нуля до профи» посмотри, что сейчас происходит на рынке по этому направлению, чтоб потом не удивляться.

Миша, спасибо, как всегда, за живую беседу и дельные советы, которые, по сути, можно применить не только в IT.

Ну что ж, дорогие читатели, это первое мнение в нашей беседе. Сейчас я хочу Вас познакомить с Надеждой Мельничук, у которой получился другой путь в IT-отрасли. Моей собеседнице 19 лет, и она уже бывшая студентка колледжа. Образовательное учреждение Надежда покинула в середине 3 курса, о чем не жалеет. В настоящее время официально работает в АО “АСП” успешно осваивая должность “тестировщик”.

Надя, при выборе профессии какие рассматривала варианты специальностей? И почему остановилась на выборе программиста, а в итоге стала тестировщиком?

-Честно говоря, я даже в 9-м классе не знала, куда поступать и не знала, какие предметы выбрать на экзамен. У меня особо не было никаких предпочтений, но была мечта стать дизайнером интерьера. Поэтому в свободное от школьной учебы время я занималась индивидуально у репетитора рисованию, планируя поступать в питерский колледж. Но так как в 2020 году (год моего выпуска) начался коронавирус, то поездка в г. Санкт-Петербург отменилась.  Заниматься рисованием тоже стало трудно.

Надежда Мельничук. Фото предоставлено для АСП Ньюс
Надежда Мельничук. Фото предоставлено для АСП Ньюс

А между тем встал выбор, куда же мне подавать документы? Проходной балл аттестата у меня хороший – 4.83. Конечно, я знала, что сейчас очень популярны it-специалисты, плюс манила их зарплата. Также мне нравилась математика, поэтому решила поступать на программиста. Мне посоветовали «самый лучший колледж по электротехнике в Краснодаре» не буду называть его полное наименование, но в итоге туда я и поступила.

Со временем начала понимать, что это совсем не мое. На мой взгляд, в колледже особо не учили. Там надо было уже приходить со знаниями в данной отрасли и иметь «портфолио» за спиной в виде программ собственного написания. Из-за синдрома отличницы я пыталась прыгнуть выше крыши, и у меня это получилось. Я была первая в группе по оценкам, но из-за этого начало ухудшаться эмоциональное состояние. Как следствие произошло выгорание. Также из-за того, что я была единственной девочкой в группе, отношения с одногруппниками не складывались и был пассивный буллинг в мою сторону. Ника, как Вы сами понимаете, учиться в такой обстановке было невыносимо. После зимней сессии на 3-м курсе было принято решение уйти с колледжа. Но декан убедил меня на “академ” с надеждой на то, что через год я передумаю и вернусь (спойлер: прошёл год, и к этому месту отвращение у меня не уменьшилось. В итоге я не вернулась).

После ухода с колледжа получила предложение пройти стажировку в IT-компании. Я её прошла и стала постоянным работником как тестировщик. Сегодня мне нравится то, чем занимаюсь: тестирую программу на наличие багов. Это  интересно. Думаю, что это мое. Также я прохожу платные курсы на тестировщика, где дают мне более обширные знания. Насчет колледжа: планирую продолжить обучение, но позже и по другой специальности.

Надя, ты подняла важную тему. На самом деле ты не единственный человек, кто в середине образовательного процесса принимает решение о том, что ошибся изначально с выбором. Действительно, так часто бывает, что на 2-м или 3-м курсе учащиеся разочаровываются в обучении или в выборе профессии, в связи с чем начинаются сомнения, прогулы и т.д. И нужно иметь достаточно смелости, прежде всего себе и окружающим в этом признаться. 

-Если возвращаться к тому времени, то да, еще как разочаровываются. При том все из моей группы и даже с параллельной бюджетной группы тоже многие уходили по собственной воле еще с 1-го курса. Я считаю, что они сделали правильный выбор. Сейчас слышу часто истории от людей, которые там остались, что идет одно повторение старых тем со 2-го курса, и это уже так приелось, что стало безвкусным.

Насчет сомнений у каждого по-разному. Например, у меня они появились на 2-м курсе, когда пошли специальные предметы, и я всё чаще стала задавать себе вопрос: «что это вообще такое?». Но решила продолжать, так как считала это своим долгом. К тому же за учебу платили родители, и не хотелось их подводить.

Также сомнения связаны были с тем, что у меня никогда не было пристрастия к этому делу.

Из программы в колледже мы проходили то, что уже было не актуально, (не по всем предметам, но всё же). Ну и конечно, большинство компаний не работают с такой устаревшей программой, поэтому есть большая вероятность, что Вам нужно будет переучиваться. При этом программист – это такая профессия, которая никогда не стоит на месте. В основном многие разочаровываются в самом обучении, а не в профессии.

Есть такой нюанс, что в основном преподают специальные предметы студенты, которые только окончили колледж. Им предлагают пройти стажировку в колледже в качестве преподавателя, чтобы был опыт работы. Но поверьте, с такой нагрузкой и мизерной з/п все сбегают, очень мало остается людей. Я общалась с молодым преподавателем, она говорила, что преподает для опыта работы и параллельно проходит курсы по веб-дизайну (хотя она окончила колледж со специальностью “программист”). Я это к тому, что мало тех преподавателей, которые будут вкладывать в это дело частичку души и стараться. Им легче просто прочитать скучную лекцию, чтобы другие написали конспекты. И всё. Никого не волнует, понятно вам или нет? Доступный ли материал или нет? Дело в том, что это касается не только молодых преподавателей, но и более опытных. Даже можно сказать, что молодые стараются куда больше, чем старшие. Также идет огромная нагрузка. Дедлайн маленький, работ куча, объясняют мало, многое попросту из-за этого не усваивается. Поэтому я думаю, что корни растут от образования.

Еще хотела добавить, что 15-летний подросток не всегда будет знать, что он хочет от жизни и кем хочет стать. На самом деле так сложно определить, кем ты хочешь быть. Иногда даже появляется маленькая зависть к людям, которые с детства мечтают стать кем-то определенным. Так здорово иметь мечту и стремиться к ней. Я, как неопределенный человек, могу сказать: пока не попробуешь, не узнаешь.

Вот когда ты взрослеешь на протяжении прожитых лет в колледже у тебя начинает формироваться лучше понимание о том, чего ты хочешь на самом деле. Поэтому многие идут в другие отрасли даже после выпуска, а кто-то и раньше уходит. Важно, чтобы в этот период была поддержка. В моих решениях поддерживала моя семья. Даже после того, как было принято решение уйти, от меня никто не отвернулся. Мои родные люди желают удачи в том, чтобы я нашла дело, которым бы я хотела заниматься на протяжении жизни.

Те знания, которые дают в колледже, помогают на практике или нет?

-Ника, мой ответ будет нет. Но у каждого по-разному. Лично мне полученные знания не дали ничего. Даже те знания связанные с 1С-предприятии, которые давали в колледже, кардинально отличаются от тех, которые нужны мне на практике сейчас.

Как ты считаешь, какие надо иметь знания, чтобы получить работу? То есть достаточно колледжа или нужны еще доп. курсы? И если да, то какие?

-Смотря, кем Вы хотите работать и где. У всех компаний разные требования для принятия на работу. Где-то нужны углубленные знания sql-запросов, а где-то нужны углубленные знания 1С-предприятия, а где-то и то и другое. Лично мое мнение, колледжа вообще не достаточно, он дает тоненькую корочку, но дальше ты уже развиваешься сам. Многие занимаются дополнительно сами или проходят курсы. Это как думать, что достаточно знаний со школы, чтобы сдать ЕГЭ на хороший балл, но все занимаются дополнительно. Курсы нужны для более обширных знаний в профессии или для повышения на работе. Это, в принципе, помогает в профессии. Много разных курсов есть, нет определенных, которые я могла бы посоветовать. Например, я прохожу курсы по тестировщику, так как этой профессии нет в колледже.

Кем ты себя видишь через 5 лет? И что для этого планируешь сделать?

-Я не умею так далеко заглядывать в будущее. В ближайшее время планирую работать тестировщиком и закончить курсы, а там, может, и поступлю в колледж на другую специальность.

Что самое привлекательное в айти специальности?

-Конечно, многие люди скажут, что это зарплата. Но также хочу сказать, что просто интересно во всем этом разбираться. Сейчас многое завязано на интернете, и соприкасаться с этим очень круто. Например: ты, веб-дизайнер, сделал удобное и при этом красивое оформление для сайта магазина, и это повышает его продажи. И ты, как бы сказать, гордишься этим, что ли. Еще и своя реклама получается. Идет интенсивное развитие этого всего. Всегда все новое, бешеный темп, где никто не стоит на месте. С каждым годом все больше информации и материала. За таким темпом трудно успевать, но просыпается азарт. А также есть возможность удаленной работы.

И наоборот. Что самое неприятное, возможно тяжелое морально, в работе?

-Из неприятного бывают только неприятные (неадекватные) люди (клиенты).

Еще 10-15 лет назад не было столько льгот, привилегий для айтишников, какие существуют сегодня. А что из всего списка тебя привлекает больше всего?

-Я не интересовалась, какие льготы есть у айтишников. Единственное, знаю, что есть отсрочка от армии. Но это меня не касается.

Какого человека (возможно ровесника) ты бы отговорила от выбора профессии айтишника. И почему?

-Никакого. Я считаю, если человеку нравится, то он должен попробовать себя в этом и уже сам пусть решает, хочет он быть в IT профессии или нет.

Если смотреть в целом, то с какими трудностями тебе пришлось столкнуться в учебе и на работе?

-Трудности на учебе были связаны с тем, что не было первоначальных знаний, да и в колледже не стремились их дать. Из-за этого создавалось ощущение нулевых знаний, да и я понимала, что это не мое. На работе трудно было войти в темп. Много информации нужно изучить, по нагрузке тяжеловато, но со временем привыкаешь.

Чтобы ты сказала тем читателям, которые задумываются о том, чтобы стать айтишником?

-В моих советах не будет ничего нового, но это важно:

  1. Привыкайте к самостоятельности и не надейтесь на платные курсы. Не думайте, что после них Вы познаете жизнь и будете знатоком в программировании. Если Вы считаете, что бесплатных материалов Вам мало, то берите платные курсы, но также отталкивайтесь от реальных отзывов и стоимости таких курсов.
  2. Вам нужно будет уметь находить необходимую информацию в интернете. Этот навык очень важен в этой сфере.
  3. Если Вы не знаете английский язык, также нужно будет его выучить, так как англоязычных ресурсов для разработчиков куда больше, да и язык программирования построен на англоязычном языке. Без знания языка у Вас ничего не получится. Но не надо заменять одни курсы на другие. Например, курсы программирования на занятия изучения иностранного языка. Достаточно уровня А1. Далее лучше развивать свой скилл в программировании.

И хочу добавить не от себя. Но эта мысль четко описывает данную сферу: “Не думайте, что в ИТ легко. Сидишь и тыкаешь кнопочки. Есть очень простые задачи: покрасить кнопочку, передвинуть надпись. Но наряду с этим также есть очень много сложных заданий, над которыми иногда приходится думать целую ночь. Голова разрывается.
Вам в любом случае придется постоянно учиться: новые фреймворки, новые версии языков — все вечно обновляется, нужно за всем следить. Не получится один раз научиться и бесконечно получать деньги на основе тех знаний. А первое время многим вообще приходится пахать с утра до ночи, так как не всем одинаково легко заходит новая информация.”

От себя хочу добавить: не бойтесь себя реализовывать, просто делайте, если вам это нравится. IT очень разнообразная сфера, главное – выбрать специализацию. Для этого смотрите на то, что нравится Вам, и на Ваши знания и увлечения , которые могут этому помочь. Пробуйте! Жизнь долгая, кто знает, какие навыки пригодятся Вам в будущем и где Вы найдете себя.

Неожиданный поворот, не так ли, дорогие читатели?

Но так действительно часто бывает, когда студенты бросают учебу. И айти отрасль не исключение. Я благодарна Надежде за искренние ответы. А мы переходим к третьему гостю редакции АСП Ньюс – Александру Корневу.

Александр Корнев, 20 лет, студент краснодарского колледжа (очное отделение), сотрудник АО “АСП” на должности младший программист.

Саша, какие рассматривал варианты специальностей? И почему свой выбор сделал в пользу программиста?

-На самом деле стать программистом у меня мечта с детства. Еще в 4-м классе, в конце учебного года, в школе было мероприятие, посвященное будущей желаемой профессии. И как раз тогда я сказал, что хочу работать программистом. Другие варианты специальностей не рассматривал. Мне всю жизнь с раннего детства интересна тема программирования.

Александр Корнев. Фото предоставлено для АСП Ньюс
Александр Корнев. Фото предоставлено для АСП Ньюс

Сейчас ты студент 4-го курса. Часто так бывает, что в этом периоде учащиеся разочаровываются в обучении или в выборе профессии. Ты по-прежнему уверен, что айти –это твое? И почему? Что укрепило веру или, быть может, кто из наставников помог получить еще большую уверенность?

-Отвечу так, что нельзя быть до конца уверенным, твое это дело или нет. Каждый день разный. Никогда не угадаешь, что тебе захочется завтра. Поэтому пока нравится я работаю по этой специальности. Как никак еще только 20 лет. Всё в жизни впереди.

На счет уверенности. Я создаю ее сам себе, выполнением своих обязанностей и задач.

Те знания, которые дают в образовательном учреждении помогают на практике или нет?

-На самом деле нет. Сейчас просто немного разные направления у моей учебы и работы, и они мало, где встречаются, но также не могу сказать, что без колледжа я бы был сейчас здесь и отвечал на эти вопросы.

В настоящее время ты совмещаешь учебу с работой по специальности. Что нравится больше – учиться или работать?

-Нравится больше работать. Учеба на 4-м курсе уже, мягко говоря, надоела. Больше борьбы с дипломом и всякой документацией, нежели идет какое-то получение навыков и знаний.

Есть ли предмет в колледже, которого не хватает?

-Не могу точно ответить на этот вопрос. То, что преподают очень разностороннее. У нас в колледже, а точнее на моем отделении преподают и 1С, и C# , и веб-разработку, и мобильную. Поэтому большинство направлений я попробовал.

Саша, как ты считаешь, какие надо иметь знания, чтобы получить работу? То есть достаточно диплома ВУЗа или колледжа? Или нужны еще дополнительные курсы? Если да, то какие?

-Конечно, нужно заниматься саморазвитием. В колледже тебе дают корку, остальное ты уже наслаиваешь сам.

Кем ты себя видишь через пять лет? И что для этого планируешь сделать?

-Не смотрю настолько далеко. Но надеюсь, будущее меня не разочарует.

Что самое привлекательное в IT-специальности?

-Наверное, разнообразие направлений. Если иметь базовые знания и опыт, то, думаю, и переквалифицироваться на немного другую роль в компании не составит большого труда. Нужно только стараться.

Хорошо, а что самое неприятное, возможно, тяжелое морально в работе?

-Самое тяжёлое – опять же недостаток знаний и поиск решения задач.

Еще 10-15 лет назад не было столько льгот, привилегий для айтишников, какие существуют сегодня. А что из всего списка тебя привлекает больше всего?

-Честно говоря, я не знаю, какие льготы предоставляют IT-специалистам, кроме отсрочки от армии. И опять же, чтобы ее получить, нужно выполнить много условий, которым соответствуют примерно 30-40% специалистов.

Какого человека ты бы отговорил от выбора профессии айтишника? И почему?

-Не стал бы отговаривать и убеждать не идти в IT. Если бы меня попросили назвать плюсы и минусы, то я бы назвал.

Хорошо, тогда не могу не спросить. Какие плюсы и минусы ты видишь?

-Не могу конкретно выделить плюсы и минусы. Скажу лишь, что человек, который идет в IT должен быть готов постоянно изучать что-то новое, уметь искать информацию, быть стрессоустойчивым. И, конечно же, самое главное – ему должна эта профессия нравится. Нет смысла идти сюда из-за денег.

С какими трудностями тебе пришлось столкнуться в учебе и на работе?

-На работе – недостаток опыта , а на учёбе проблем нет.

Чтобы ты сказал тем читателям, которые задумываются о том, чтобы стать айтишником?

-Идите к мечте. Тогда обязательно все получится .

Саша, спасибо, что согласился ответить на мои вопросы. Если у наших читателей появятся дополнительные, то я знаю, кому их задать.

А сейчас настало время резюмировать три абсолютно разных мнения. Уверена, что Вы дорогие читатели, обратили внимание, что у каждого гостя сегодняшнего интервью получился свой путь непохожий на другого собеседника. Кто-то знал с детства, что будет в айти отрасли, кто-то не определен до сих пор, а у кого-то это получилось само собой. Объединяет их то, что все дороги сошлись в АО “АСП”, где каждый занял свою нишу и продолжает успешно работать в настоящее время.

Чей вектор вам ближе, какие советы будете применять в жизни, какие сделали для себя выводы? Очень интересно узнать Ваше мнение поэтому делитесь в комментариях под этой статьей.

С уважением к Вашему делу, Ника Виноградова

Поделиться:

Комментарии к статье

Добавить комментарий