Максим Топилин: Госзакупки станут быстрее и экономичнее
Максим Топилин.
Введение централизованных госзакупок лекарств у единственного поставщика через специально созданное акционерное общество или государственное унитарное предприятие позволит регионам сэкономить бюджетные средства и оперативно распределять медикаменты между больницами в случае нужды. С другой стороны, переориентирование бюджетного денежного потока на отечественного производителя поможет предприятиям, специализирующимся на импортозамещении, развиваться за счет расширения рынка сбыта, что в конце концов поспособствует снижению цен. Об этом рассказал председатель Комитета Госдумы по экономической политике Максим Топилин 28 июля в пресс-центре «Парламентской газеты».
– Максим Анатольевич, в весеннюю сессию парламентарии утвердили ряд полезных усовершенствований в законе о госзакупках. Расскажите подробнее о них.
– Тема госзакупок всегда находится в центре внимания депутатов. В условиях тех ограничений, в которых мы находимся, естественно, возникает в том числе необходимость в донастройке контрактной системы. В весеннюю сессию был принят целый пакет законов, позволяющих сделать госзакупки более быстрыми. Поправки нацелены на возможное приобретение российских товаров, потому что рассчитывать на поставки из-за рубежа сегодня достаточно проблематично с точки зрения сроков и логистики. Поэтому в некоторых случаях Правительству дали полномочия, чтобы для целей специальной военной операции, где это должно происходить моментально, закупать ту или иную продукцию российского производства у единственного поставщика.
– А не нарушает ли такой подход принципы конкуренции?
– Не нарушает. Потому что, когда вы закупаете у единственного поставщика, все равно проводится анализ рынка и из российских производителей выбирается один по тем критериям, которые позволяют сделать закупку абсолютно конкурентной. Где-то в определенных случаях подняли пороги для объемов закупок, прежде всего по лекарствам, средствам реабилитации у единственного поставщика в течение года. С тем чтобы эти процедуры были оперативными.
– Еще какие-то изменения в контрактной системе планируются?
– Буквально недавно проводили Совет Госдумы в Калининградской области, где председатель палаты Вячеслав Володин поручил к осенней сессии подготовить поправки, которые переформатируют максимально систему закупок у российского производителя.
– На ваш взгляд, продукция наших производителей, которая участвует в конкурсах, по качеству не уступает зарубежным аналогам?
– В каких-то случаях те же кресла-коляски из КНР более конкурентоспособны. Несколько месяцев назад они выигрывали в цене. Другое дело сейчас, когда изменился курс рубля. И законодательство постоянно должно на это настраиваться. В некоторых случаях отечественные товары бывают чуть дороже, чем товары из Китая. Но мы понимаем, что, если сейчас не поддержим нашего производителя и не позволим этот денежный поток, который есть в бюджете, перенаправить российским предприятиям, они просто не смогут развиваться. Они уже сделали определенные шаги для того, чтобы изготовить эти изделия, теперь нужны некоторые гарантии по сбыту в течение года-двух. С тем чтобы сэкономить и оптимизировать процессы. А завтра эти изделия будут уже дешевле.
– Какое ключевое изменение в 44-ФЗ из утвержденных в весеннюю сессию вы бы выделили особо?
– Механизм, который позволит регионам централизованно закупать через специально созданное акционерное общество или государственное унитарное предприятие лекарства, медицинские изделия, оборудование как у единственного поставщика. И в нынешних условиях, и в той ситуации, в которой мы находились во время ковида, практика показала, что важно иметь соответствующие запасы, чтобы ими маневрировать между лечебными учреждениями, когда потребности быстро меняются. И эта централизованная схема, когда вы закупаете гораздо больше лекарств для гораздо большего количества пользователей, дает, во-первых, экономию бюджетных средств, а во-вторых, позволяет оперативно перенаправлять медикаменты между больницами. Если каждая больница закупает лекарственные препараты отдельно для себя, угадать ей сложнее, какие больные появятся и какие лекарства и медизделия потребуются. В условиях централизации это можно сделать гораздо быстрее и экономичнее.
– Централизованные закупки медикаментов позволят в регионах сдержать рост цен на лекарства?
– Безусловно. Любая закупка больших партий, как правило, означает экономию. Это такая объективная история. И когда мы это обсуждали с Минздравом, в постановлении Госдумы прописали поручение Правительству отрегулировать для таких закупок надбавки, что еще в большей степени позволит ограничить рост цен на медикаменты. Понятно, что цены меняются и по другим причинам, но это вклад в то, чтобы дополнительных факторов для их роста не возникало.
– Какие еще изменения помогут сэкономить бюджетные деньги?
– Введение национального режима «второй лишний», «третий лишний». Это поможет не только сэкономить, но и сократить сроки расчетов, даст возможность российским производителям стать участниками этих конкурсных процедур. Министерство промышленности и торговли недавно внесло в Правительство документ, который позволит инвалидные кресла-коляски с электроприводом в таких режимах закупать.
– Весенняя парламентская сессия завершилась, у депутатов уже есть планы на следующую?
– В комитете лежит пакет законов, связанных с регулированием концессий в ЖКХ. Мы в эту сессию приняли ряд изменений, но это живой механизм, он постоянно требует настройки. Мы видим, что в сфере ЖКХ требуются дополнительные изменения, связанные с профессиональными компетенциями тех, кто берет в концессию те или иные объекты. Сейчас таких требований нет. Их появление позволит обеспечить более профессиональный подход к концессиям в этой сфере. Также на осеннюю сессию перешли инициативы, связанные с регулированием частных инвестиций и законодательной донастройкой офсетных контрактов (механизм позволяет поставщику построить завод и наладить выпуск продукции, заказчик при этом гарантирует закупку товара. — Прим. ред.). Есть еще законопроект, донастраивающий свободную экономическую зону в Крыму. В регионе нужно серьезно стимулировать рынок жилья, а в режиме СЭЗ его строить нельзя, это возможно только в режиме обычного законодательства. Чтобы применять льготные режимы, быстрые разрешения на строительство, быстрое отведение земельных участков, нужно поменять законодательство. Сейчас мы в Крыму пытаемся найти такой вариант, при котором строительство жилья будет считаться инвестиционным проектом в рамках режима особой зоны, и это тем самым простимулирует, безусловно, обновление жилого фонда и его развитие. Возможно, такой же режим в последующем нужно будет перенести на новые регионы. Думаю, это произойдет достаточно быстро.