Людмила Маницкая: «После принятия такого закона может произойти «маркетинговый взрыв» для нашей отрасли
В Комитете по АПК СФ ФС РФ под руководством заместителя председателя Белоусова С.В. состоялось совещание на тему «О концепции проекта федерального закона, устанавливающего условия для развития производства и экспорта сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия с улучшенными экологическими характеристиками».
На совещании присутствовали представители МСХ РФ, Минпромторга, Минприроды, Роспотребнадзора, Росстандарта, РСПП, ТПП РФ, бизнеса и союзов.
От Молочного союза России в совещании приняла участие и выступила Л.Н.Маницкая, председатель Совета.
В частности, глава Союза сказала: «Законопроект требует дополнительной проработки. Документ не устанавливает однозначно понимаемые критерии предмета законопроекта — сельхозпродукции с улучшенными экологическими характеристиками. Формулировки определений некоторых терминов этого закона вызывают недоумение. Приведу пример понятия «улучшенное сырье», и как его можно интерпретировать для нашей молочной продукции.
Улучшенное сырье – это применяемые при производстве улучшенной сельскохозяйственной продукции семена, части растений, а также кормовые добавки, пестициды, агрохимикаты, в том числе удобрения химического или биологического происхождения, химические мелиоранты, предназначенные для питания растений, регулирования плодородия почв, производство, хранение, транспортировка и реализация которых соответствует требованиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона;
При этом надо понимать, что сырое молоко — это не сырье, а уже пищевая продукция в не переработанном виде. Кроме того, ссылки на статью 4 ничего не дают, т.к. там тоже нет конкретных требований к организации производства улучшенной продукции.»
Необходимо четко в обороте продукции разграничить обычную молочную продукцию, которая соответствует требованиям ТР ТС, и улучшенную молочную продукцию, которая будет соответствовать другим — более высоким требованиям, и должны быть приняты на уровне закона.
Так же остается не решенным вопрос — какие отличительные требования будут для улучшенной и органической продукции, чтобы правильно её маркировать? По терминам и определениям приняты госты. Но они носят рекомендательный характер, поэтому все это должно быть закреплено на законодательном уровне.
Законопроект, который обсуждается, повторяет уже вступивший в силу 1 января 2020 года Федеральный закон от 03.08.2018 N 280-Ф «Об органической продукции и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», который является по сути неработающим документом, поскольку так же не устанавливает точных и однозначно понимаемых критериев «органической» продукции.
Людмила Маницкая: «После принятия такого закона может произойти «маркетинговый взрыв» для нашей отрасли. Все производители захотят написать, что у них улучшенная молочная продукция. Предприятиям придется выделять дополнительные средства для подтверждения такой продукции в органах по сертификации.»
При разработке законопроекта так же нарушено основное правило технического регулирования – нормативные правовые акты (ФЗ, ТР ТС) не могут устанавливать ссылки в части обязательных требований на документы в области стандартизации. Документов по стандартизации может быть много, и они могут быть разработаны как юридическим, так и (физическим) лицом, в том числе заинтересованным в продвижении того или иного товара. Документы в области стандартизации могут устанавливать различные показатели идентификации в рамках обязательных требований ЕАЭС. В связи с этим, принятие решения о соответствии сырья (продукта) требованиям законопроекта будет носить весьма субъективный характер, основанный на личном мнении производителя и эксперта органа по добровольной сертификации.
Указанные в Пояснительной записке цели поднятия уровня конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на внутреннем и международном рынке не выполнимы посредством внедрения данного законопроекта.
В законопроекте было бы целесообразным в ст. 2, ст. 4 регламентировать конкретные значения уровня допускаемого использования ингредиентов, пищевых добавок, пестицидов и тд, отличающихся от уже существующих значений в документах – техрегламентах и других международных документах. В этом отношении проект представляет из себя голословный ничем не подкрепленный, непроработанный документ.
Разработчик проекта установил обязательность маркировки QR-кодом, знаком соответствия, но не установил основного – доказательной основы нанесения знаков маркировки отличия этой продукции от «обычной»!
Бизнес считает, что проект в таком виде создаст явные предпосылки намеренного введения потребителя в заблуждение относительно природы продукта, что противоречит требованиям ТР ТС 021/2011, ТР ТС 022/2011, так как заявленные «улучшенные» свойства продукции будут основаны лишь на собственном представлении органа по сертификации и производителя на основании ими же и разработанного документа по стандартизации. В обороте на стадии контроля невозможно будет проверить соответствие продукции закону, так как закон не содержит абсолютно никаких конкретных требований.
С уважением к Вашему делу, Ника Виноградова
Источник: Молочный Союз